Вопрос: Основным видом деятельности ЗАО является деятельность по заготовке, переработке и
реализации лома черных металлов, осуществляемая на основании лицензии.
Для осуществления хозяйственной деятельности ЗАО использует 6 легковых автомобилей. На
данных легковых автомобилях осуществляются служебные поездки по городу и области
руководителями организации и менеджерами. Услуги сторонним организациям по перевозке
пассажиров не оказываются.
В соответствии с Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики при
Министерстве финансов Российской Федерации от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214 "О порядке
заполнения путевых листов" организации, не являющиеся автотранспортными, могут
разработать свою форму путевого листа, в которой должны быть отражены все реквизиты,
предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить: может ли ЗАО использовать в качестве
первичного документа по учету работы легкового автотранспорта форму путевого листа,
разработанную самостоятельно, в которой отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст.
9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 7 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/327 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
документальном подтверждении расходов, связанных с содержанием автомобилей, используемых
в деятельности налогоплательщика, и сообщает следующее.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) в целях налогообложения налогом на прибыль организаций расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка
которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в
иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы,
и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе
таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о
выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
На основании п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного
и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе,
применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы,
форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты,
поименованные в указанной статье.
Форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная Постановлением Госкомстата
России от 28.11.1997 N 78 в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной
документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические
лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации
автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей,
специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных
организаций.
Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа
либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных
материалов, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ, а именно:
а) наименование документа; б) дата составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и
правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц. При этом первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью,
чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода.
Как следует из письма, организация не является автотранспортным предприятием. В
приложении к письму представлен образец формы путевого листа, разработанной организацией.
По нашему мнению, представленный образец путевого листа содержит все необходимые
реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ, и
отражает сущность регистрируемой хозяйственной операции. В связи с изложенным форма
путевого листа, разработанная организацией, может служить в целях гл. 25 Кодекса
документом, подтверждающим расходы.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 07.04.2006
|