Вопрос: ФГУП является предприятием оборонно-промышленного комплекса и имеет в своем
составе производства по снаряжению, сборке и утилизации боеприпасов и производства по
изготовлению промышленных взрывчатых веществ.
ФГУП самостоятельно определяет классификацию и детализацию затрат, что закреплено в
учетной политике предприятия.
При этом расходы на оплату труда рабочих - водителей автомобилей и автоэлектрокаров,
занятых перемещением грузов, подвозкой их в цех, выгрузкой материалов, инструментов и
деталей, доставкой готовой продукции на склады хранения, ФГУП учитывает в составе прямых
расходов, а расходы на содержание и эксплуатацию автотранспорта - в составе косвенных.
Вправе ли ФГУП учитывать расходы на содержание и эксплуатацию автотранспорта в составе
прямых расходов?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 января 2006 г. N 03-03-04/4/5 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает
следующее.
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах" внес изменения в ст. 318 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), которые вступили в силу с 15 июля 2005 г. и
распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Так, согласно п. 1 ст. 318 Кодекса для целей гл. 25 Кодекса расходы на производство и
реализацию, осуществленные в течение отчетного налогового периода, подразделяются на:
1) прямые; 2) косвенные. К прямым расходам могут быть отнесены, в частности: материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 Кодекса; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров,
выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на
обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной
части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве
товаров, работ, услуг.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей
налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением
работ, оказанием услуг).
Таким образом, перечень прямых расходов, установленный п. 1 ст. 318 Кодекса, является
приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной
состав прямых расходов, отличный от предлагаемого Кодексом.
Согласно ст. 313 Кодекса изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и
(или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае
изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о
внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых
методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении
законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений
норм указанного законодательства.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе внести изменения в учетную политику для
целей налогообложения прибыли, в которой может установить перечень расходов, относимых к
прямым, отличный от того, который предлагается ст. 318 Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 16.01.2006
|