Вопрос: Банк просит дать разъяснение касательно отнесения расходов, связанных с
содержанием и эксплуатацией служебных автомобилей, к расходам, учитываемым при
определении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст.
253 и пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ при соблюдении положений ст. 252 НК РФ в
состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, могут
быть включены следующие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией служебного
автотранспорта:
- амортизационные отчисления - на основании пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 1 ст. 257, п. 1 ст.
256 НК РФ;
- расходы на ремонт, техническое обслуживание - на основании пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ; - расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, плата за аренду земли,
используемую под автостоянки, - на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Указанные расходы принимаются банком к учету при определении налоговой базы по налогу
на прибыль на основании соответствующих документов.
Для определения пробега служебного автотранспорта и подтверждения в том числе расходов
на бензин организацией разработана форма путевого листа с соблюдением требований п. 2 ст.
9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Возможность
разработки организацией формы путевого листа, отличной от формы N 3 "Путевой лист
легкового автомобиля", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78,
указана в Письме Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117.
Правомерно ли учитывать расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией служебных
автомобилей, в соответствии с указанным порядком?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 11 января 2006 г. N 03-03-04/2/1 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета
для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебных
автомобилей, и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются
расходы на содержание служебного транспорта, в том числе автомобильного. Причем расходы,
перечисленные в запросе, учитываются по служебному автотранспорту, принадлежащему банку
на праве собственности и относящемуся к амортизируемому для целей налогообложения
имуществу.
В отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного
автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, гл. 25 Кодекса не
предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов.
В целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность
произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта,
служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных
затрат (в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки, акты выполненных
ремонтных работ и т.п.). При этом согласно Разъяснению Департамента налоговой и таможенно-
тарифной политики от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117 организация вправе самостоятельно
разработать форму путевого листа при условии, что разработанный путевой лист будет
содержать все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском
учете".
Если банк осуществляет ремонт служебных автомобилей, то расходы на ремонт учитываются
в соответствии с положениями ст. 260 Кодекса.
Приобретение ГСМ и запасных частей для служебных автомобилей учитывается в составе
материальных расходов.
Если у банка отсутствует собственный гараж для содержания служебных автомашин, то
возникает необходимость либо аренды гаражей у других организаций, либо пользоваться
услугами платных автостоянок.
При аренде гаражей у других организаций или аренде земельных участков, используемых
под автостоянки, необходимо заключить договор аренды. В соответствии с положениями пп. 10
п. 1 ст. 264 Кодекса в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией,
относятся арендные платежи за арендуемое имущество.
Если банк пользуется услугами платных автостоянок, то оплата производится наличными
через подотчетное лицо. Выдача наличных денежных средств подотчетному лицу из кассы
осуществляется в соответствии с правилами бухгалтерского учета согласно Порядку ведения
кассовых операций, утвержденному Банком России. Приказ руководства банка и авансовый
отчет подотчетного лица будут служить оправдательными документами при отнесении расходов
в уменьшении налоговой базы до налогу на прибыль.
Расходы по оплате услуг платных автостоянок при наличии оформленных в соответствии с
требованиями бухгалтерского учета первичных оправдательных документов (кассовых чеков,
авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) банк может отнести в соответствии с пп. 11 п. 1
ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы
на содержание служебного автотранспорта.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 11.01.2006
|