Вопрос: ООО осуществляет деятельность по производству упаковки для пищевых продуктов и
одноразовой посуды из бумаги и пластмассы и не занимается перевозкой пассажиров и грузов.
В соответствии с договором лизинга ООО получило в пользование несколько легковых
автотранспортных средств, которые были переданы по доверенностям на право управления
транспортными средствами сотрудникам компании для выполнения ими своих служебных
обязанностей (например, для осуществления поездок к клиентам организации с целью
проведения с ними переговоров).
Может ли ООО относить на расходы в целях налогообложения прибыли затраты на
приобретение ГСМ, страхование указанных автомобилей, проведение их периодического
технического осмотра и техническое обслуживание в сервисных технических центрах и т.д.
(что является обязанностью ООО по договору лизинга) без оформления и выдачи ежедневных
путевых листов сотрудникам, эксплуатирующим корпоративный автотранспорт?
В случае возможности не оформлять путевые листы на основании каких документов можно
относить на затраты организации вышеуказанные расходы?
Может ли ООО разработать свою форму отчетности и на ее основании относить на расходы
организации затраты на ГСМ (например, разработать свою форму путевых листов и оформлять
их на каждую машину ежемесячно)?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/363 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об
учете расходов, связанных со страхованием, содержанием и техническим обслуживанием
автомобилей, полученных налогоплательщиком в лизинг и используемых сотрудниками для
выполнения ими служебных обязанностей, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
в целях налогообложения налогом на прибыль организаций расходами признаются обоснованные
и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка
которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
На основании п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного
и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе,
применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы,
форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты,
поименованные в указанной статье.
Форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная Постановлением Госкомстата
России от 28.11.1997 N 78 в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной
документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические
лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации
автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей,
специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных
организаций.
Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа,
в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального
закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а именно:
а) наименование документа; б) дата составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и
правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц. При этом первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью,
чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 15.11.2005
|