Вопрос: Пунктом 1 ст.361 НК РФ установлены различные ставки транспортного налога для
грузовых автомобилей и других транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом
и гусеничном ходу. Согласно п.16 Методических рекомендаций по применению главы 28
"Транспортный налог" части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N
БГ-3-21/177, при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории
грузовых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных
фондов ОК 013-94 (ОКОФ). В соответствии с указанным Классификатором специальные
автомобили не относятся к категории грузовых.
На основании изложенного просим разъяснить, может ли налогоплательщик применять ставку
транспортного налога, установленную для других самоходных транспортных средств, машин и
механизмов на пневматическом и гусеничном ходу по следующим транспортным средствам, не
являющимся грузовыми согласно ОКОФ:
- автобетоносмесителям (код ОКОФ 14 2924040); - топливозаправщикам (код ОКОФ 15 3410040); - молоковозам (код ОКОФ 15 3410368); - мусоровозам (код ОКОФ 14 3410390); - автомобилям-фургонам со специализированными кузовами, например, изотермическим для
перевозки мороженого или мяса и мясопродуктов (код ОКОФ 15 3410040)?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении гл.
28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в
отношении автомобилей, на которых установлено различное оборудование, агрегаты и
установки, и сообщает следующее.
Согласно положениям ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в
этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом
специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в
значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.
Для целей применения гл.28 "Транспортный налог" Кодекса ст.358 Кодекса определено, что
объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы,
мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и
гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы,
мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и
воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из указанной нормы Кодекса, объектом налогообложения признаются любые
автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов
или иные цели), а понятие "автомобиль" и понятие "другие самоходные транспортные средства,
машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" различны.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории
автомобиля, по мнению Департамента, необходимо учитывать следующее.
Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о
принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств,
предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или)
использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания
официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20
марта 1958 г.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой в Общероссийском
классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийском классификаторе
продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой в указанном
Соглашении, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением 1958 г.,
используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси
которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, не могут быть отнесены
к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на
пневматическом и гусеничном ходу".
По отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные
для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 15.12.2004
|