Вопрос: Содержание некоммерческой организации осуществляется за счет доходов от
проведения добровольной сертификации организаций и ежеквартальных взносов учредителей.
В целях обложения налогом на прибыль просим разъяснить, как следует распределять
текущие расходы на содержание организации: пропорционально между двумя источниками
поступлений или можно относить их только к доходам от проведения сертификации?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 21 августа 2001 г. N 04-02-05/3/56 Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее. В соответствии с п.1 ст.50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть
организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
(коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве цели и не
распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь
постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и
соответствующую этим целям.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и
иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников,
членов), добровольные имущественные взносы и пожертвования, выручка от реализации товаров,
работ, услуг, дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям и другим
ценным бумагам и вкладам, другие поступления.
Некоммерческим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, следует
руководствоваться п.2.12 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий
и организаций", в соответствии с которым некоммерческие организации (в том числе
некоммерческое партнерство), имеющие доходы от предпринимательской деятельности,
уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над
расходами. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами некоммерческих
организаций производится аналогично порядку, установленному для исчисления
налогооблагаемой прибыли предприятий.
В составе доходов и расходов организаций не учитываются доходы, образующиеся в
результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других
предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады
участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета
доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от
предпринимательской деятельности производится раздельно.
Расходы организации, связанные с осуществлением управленческих и координирующих
функций, и другие расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности
организации (расходы по оплате труда ее административно - управленческого персонала, по
содержанию зданий, автомобилей, услуг телефонной связи и т.п.), в полной сумме
покрываются за счет целевых отчислений, поступивших организации на осуществление основной
уставной деятельности.
При определении суммы расходов от предпринимательской деятельности некоммерческим
организациям следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552
(с изменениями и дополнениями).
Из вышеизложенного следует, что у некоммерческой организации не облагаются налогом на
прибыль целевые отчисления. Если в результате использования целевых отчислений
некоммерческие организации получают доходы, а также получают выручку от реализации
продукции (работ, услуг), то суммы превышения доходов над расходами подлежат обложению
налогом на прибыль в установленном порядке.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И.КОСОЛАПОВ 21.08.2001
|