Вопрос: Немецкая компания, не имеющая отделений или представителей на территории РФ,
имеет лицензию на осуществление в РФ лизинговых операций и собирается заключать договоры
лизинга с рядом российских и иностранных организаций по предоставлению в лизинг
автомобилей. При этом в качестве продавца предмета лизинга определен дилер компании в РФ -
юридическое лицо по законодательству РФ. Предусматривается приобретение автомобилей у
этого дилера в собственность немецкой компанией. Постановку на учет в органах ГИБДД на
имя собственника осуществляет продавец как доверенное лицо компании. Лизинговые контракты
заключаются непосредственно руководителями компании в Германии. Лизинговыми контрактами
не предусмотрено каких-либо обязанностей компании по оказанию услуг на территории РФ. В
московском офисе компании будет постоянно находиться только один сотрудник, задачи
которого состоят в рабочих контактах с дилером - поставщиком и сборе информации о
ситуации на российском рынке лизинговых услуг. Полномочий на заключение контрактов с
клиентами и поставщиками от имени компании этот сотрудник иметь не будет. Будет ли
указанная деятельность немецкой компании образовывать постоянное представительство для
целей налогообложения?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 29 января 2001 г. N 04-06-05/1/8 Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции
сообщает следующее.
Статья 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об
избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество п.5
устанавливает положение, в соответствии с которым лицо, не являющееся "агентом с
независимым статусом" в одном государстве и осуществляющее деятельность для предприятия -
резидента другого государства, имеющее полномочия на заключение контрактов от имени этого
предприятия и обычно осуществляющее указанные полномочия в первом государстве,
рассматривается как образующее постоянное представительство для предприятия нерезидента.
В основе Соглашения об избежании двойного налогообложения лежит типовая модель
Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
При применении Соглашения компетентные органы договаривающихся государств, в частности,
руководствуются комментариями Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) к вышеуказанной модели. Данными комментариями, в частности, разъясняется, что
фраза "полномочия заключать контракты от имени предприятия" не ограничивает применение
пункта к агенту, непосредственно заключающему контракты от имени предприятия; пункт также
применяется к агенту, заключающему контракты, которые накладывают обязательства на это
предприятие, даже если контракты не заключены от имени предприятия.
Основным критерием, определяющим, приводит ли осуществление той или иной деятельности
к образованию "постоянного представительства", является критерий регулярности такой
деятельности на территории другого государства.
Как следует из Вашего запроса, поставщиком автомобилей, являющихся предметом лизинга,
на территории России будет выступать одно и то же лицо, которое одновременно выступает в
качестве доверенного лица немецкого предприятия при постановке на учет в органах ГИБДД.
Исходя из вышеизложенного, деятельность немецкой компании может рассматриваться как
приводящая к образованию постоянного представительства.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И.ИВАНЕЕВ 29.01.2001
|