Вопрос: ОАО на протяжении многих лет ведет строительные работы на территории Республики
Беларусь по договорам подряда с расчетом в рублях РБ. Для выполнения комплекса работ
используются материалы, приобретаемые в Республике Беларусь за рубли РБ, а также
привлекаются субподрядчики - резиденты РБ.
В 1999 г. курс рубля РБ, установленный ЦБ РФ для целей учета, резко изменился почти в
четыре раза. Только к концу декабря 1999 г. курс рубля РБ приблизился к реальному курсу
"конвертации" рублей РБ в рубли РФ.
Вследствие установления "нереального" курса до декабря 1999 г. и отсутствия
официальной конвертации на банковском уровне АО вынуждено было относить при "конвертации"
рублей РБ в рубли РФ разницу между курсом, установленным ЦБ РФ, и фактическим курсом
"конвертации" за счет чистой прибыли. При резком приближении курса рубля РБ к реальному
курсу в декабре 1999 г. у АО возникла положительная курсовая разница по объектам,
выполняемым на территории РБ.
В результате наша организация вынуждена дважды оплачивать необеспеченные реальными
денежными средствами налоги:
1) с разницы между курсом, установленным ЦБ РФ, и фактическим курсом "конвертации"
рублей РБ в рубли РФ;
2) с положительной курсовой разницы, возникшей в связи с резким изменением учетного
курса рубля РФ по отношению к рублю РБ.
Начисление налога на прибыль по указанным позициям превышает денежные средства в
рублях РФ, полученные в результате "конвертации" рублей РБ, заработанных в Республике
Беларусь в 1991 г., оставшихся после уплаты налогов в РБ и расчетов с контрагентами -
резидентами РБ.
Просим рассмотреть вопрос об уменьшении налогооблагаемой базы по итогам 1999 г. на
сумму превышения положительной курсовой разницы над отрицательной, связанной с резким
изменением курса рубля РБ.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 24 апреля 2000 г. N 04-02-05/1 Министерство финансов Российской Федерации на Ваш запрос о порядке учета курсовой
разницы в 1999 г. сообщает следующее.
В соответствии с п.7 ст.2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий
и организаций" доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с
выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в
рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день
определения предприятием выручки от реализации продукции (работ, услуг).
При учете курсовых разниц в 1999 г. следует руководствоваться Приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 50, которым утверждено Положение по
бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых
выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95).
Курсовые разницы подлежали зачислению в прибыль или убыток организации (кроме курсовых
разниц, связанных с формированием уставного капитала организации). Указанные разницы в
1999 г. зачислялись в прибыль или убыток организации либо по мере их принятия к
бухгалтерскому учету, либо единовременно в конце отчетного года.
В соответствии со ст.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации каждое
лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и
сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст.56 названного Кодекса льготами по налогам и сборам признаются
предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов
предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими
налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или
сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия
применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
С учетом изложенного действующее налоговое законодательство не предусматривает
положительного решения вопроса об уменьшении организацией налогооблагаемой базы за 1999 г.
на сумму превышения положительной курсовой разницы над отрицательной, образовавшейся в
связи с резким изменением курса рубля РБ.
24.04.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики А.И.ИВАНЕЕВ
|