Вопрос: Организация, занимающаяся морскими перевозками, просит дать разъяснения по
вопросам применения гл. 21 НК РФ.
1. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ в ст. 165
НК РФ, налогоплательщики, оказывающие услуги по перевозке экспортируемых (импортируемых)
товаров морским транспортом, для подтверждения применения ставки по НДС 0% не обязаны
представлять в налоговый орган таможенную декларацию. Однако налоговые органы требуют
представлять таможенную декларацию вне зависимости от таможенного режима, под который
помещен перевозимый товар. Правомерны ли требования налоговых органов? Вправе ли
организация-перевозчик для подтверждения применения ставки по НДС 0% не представлять
таможенную декларацию в налоговые органы, если на основании Инструкции, утвержденной
Приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806, для подтверждения факта перемещения товаров
через таможенную границу РФ в таможенные органы должна представляться указанная
таможенная декларация.
2. Организация заключила договор фрахтования морского судна на время (тайм-чартер).
Согласно пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по предоставлению морских
судов по договору фрахтования признается территория РФ, если транспортные средства по
договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных
средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями
и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ.
В каком налоговом периоде в налоговую базу по НДС включаются суммы арендной платы по
указанному договору, если арендная плата была получена до завершения срока аренды?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 21 апреля 2006 г. N 03-04-08/85 В связи с обращением о разъяснении отдельных положений Налогового кодекса Российской
Федерации в связи с вступлением в силу с 1 января 2006 г. Федерального закона от 22.07.
2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах" Минфин России сообщает.
О представлении в налоговые органы документов, обосновывающих правомерность применения
нулевой ставки налога на добавленную стоимость при перевозке товаров.
Подпунктами 2 и 3 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) в редакции, вступившей в действие с 1 января 2006 г., предусмотрено применение
нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации услуг по перевозке товаров,
вывозимых за пределы территории Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской
Федерации и помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита,
оказываемые российскими налогоплательщиками (включая перевозчиков, использующих для
транспортировки морские суда).
Согласно положениям Кодекса для обоснования правомерности применения нулевой ставки
налога на добавленную стоимость в отношении указанных услуг налогоплательщики обязаны
представить в налоговые органы соответствующие документы, перечень которых установлен ст.
165 Кодекса.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 165 Кодекса при реализации услуг по перевозке товаров,
вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию
Российской Федерации морским транспортом, для подтверждения обоснованности применения
нулевой ставки налога на добавленную стоимость в налоговые органы представляются:
- контракт или копия контракта налогоплательщика с иностранными или российскими лицами
на выполнение услуг по перевозке товаров;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или
российского лица - покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих
вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации или ввоз товаров на территорию
Российской Федерации.
Согласно положениям п. 4 ст. 165 Кодекса в случае оказания услуг по перевозке товаров,
помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, помимо перечисленных
документов в налоговые органы представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками
таможенных органов Российской Федерации, производивших таможенное оформление ввоза и
вывоза товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
Таким образом, согласно положениям п. 4 ст. 165 Кодекса для обоснования правомерности
применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке
товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию
Российской Федерации морскими судами, представлять в налоговые органы таможенную
декларацию не требуется. Представление таможенной декларации является одним из
обязательных условий подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на
добавленную стоимость только при оказании услуг по перевозке морским транспортом товаров,
помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Поэтому в случае
реализации услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской
Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации, налогоплательщики, оказывающие
такие услуги, таможенные декларации в налоговые органы не представляют независимо от того,
под каким таможенным режимом перемещаются указанные товары. В связи с этим требования
налоговых органов, о которых сообщается в письме, по представлению налогоплательщиками,
осуществляющими услуги по ввозу и вывозу товаров, таможенных деклараций с целью
подтверждения факта перевозки товаров, помещенных под таможенный режим, отличный от
международного таможенного транзита, не правомерны. Следует также отметить, что операции
по реализации услуг по перевозке как ввозимых (вывозимых) товаров, так и товаров,
перемещаемых в режиме международного таможенного транзита, облагаются по нулевой ставке
налога на добавленную стоимость.
Что касается порядка подтверждения таможенными органами фактического вывоза (ввоза)
товаров в целях реализации права российских лиц на применение ставки налога на
добавленную стоимость в размере 0 процентов, установленного Инструкцией о подтверждении
таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории
Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной
Приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806, то, действительно, в соответствии с положениями
данной Инструкции для подтверждения факта перемещения товаров через таможенную границу
Российской Федерации в таможенные органы представляются документы, предусмотренные п. п.
9 и 30 Инструкции, в том числе таможенные декларации.
Учитывая, что с 1 января 2006 г. Кодексом изменен порядок документального
подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в
отношении операций по реализации услуг по перевозке товаров, вывозимых с территории
Российской Федерации (ввозимых на территорию Российской Федерации), положения Инструкции
могут действовать в части, не противоречащей Кодексу.
По вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению
российскими налогоплательщиками во временное пользование морских судов по договору
фрахтования судна на время (тайм-чартер).
Как правомерно указано в письме, согласно пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса местом
реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор
фрахтования судна на время (тайм-чартер)), предполагающему перевозки грузов на этих судах,
признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской
организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории
Российской Федерации. При этом на основании п. 3 ст. 164 Кодекса указанные услуги
подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18
процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 167 Кодекса моментом определения налоговой базы в отношении
таких операций является наиболее ранняя из дат: день оказания услуг или день оплаты,
частичной оплаты, полученной в счет предстоящего оказания услуг.
Таким образом, в случае получения арендной платы до завершения оказания услуг по
предоставлению морских судов по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) сумма
арендной платы включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в том
налоговом периоде, в котором данная сумма получена.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А.МОТОРИН 21.04.2006
|