Вопрос: Просим рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст.ст.164 и 165 НК РФ в
отношении порядка применения ставки НДС в размере 0%.
1. По ст.164. В соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение работ и услуг, непосредственно
связанных с производством и реализацией товаров, экспортируемых за пределы территории РФ,
производится по ставке в размере 0%. Данное положение распространяется на работы (услуги)
по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы
территории РФ товаров, выполняемых российскими перевозчиками, и, кроме того, на иные
подобные работы (услуги).
Поскольку к иным подобным работам (услугам) относятся услуги экспедиторов, по нашему
мнению, целесообразно в данный пункт НК РФ внести изменения в части уточнения понятия
"перевозчик".
2. По ст.165. В соответствии с п.4 ст.165 НК РФ одним из документов, представляемых в налоговые
органы для подтверждения права на применение ставки НДС в размере 0% при оказании услуг,
связанных с транспортировкой через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под
таможенный режим транзита, является грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками
российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме
транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы
таможенной территории РФ. Вместе с тем в соответствии со ст.169 Таможенного кодекса РФ
форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных
целей, определяется ГТК России.
Согласно Приказу ГТК России от 20.05.1996 N 304 и в соответствии с п.2 Письма ГТК
России от 30.09.1998 N 01-15/20413 "О документах, используемых в качестве таможенных
деклараций" при заявлении таможенного режима транзита (за исключением перевозок по
процедуре МДП) в качестве таможенной декларации используется документ контроля за
доставкой товаров.
Следовательно, возникает несоответствие предусмотренного в ст.165 НК РФ перечня
документов, предоставляемых в налоговые органы для подтверждения ставки 0%, применяемой
при таможенном режиме транзита, документам, установленным таможенными органами для
оформления этого режима. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно внести изменения
в п.4 ст.165 НК РФ.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 октября 2001 г. N 04-03-08/52 Минфин России рассмотрел Ваше письмо, поступившее из Аппарата Правительства Российской
Федерации, по вопросу внесения изменений в ст.ст.164 и 165 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации в отношении порядка применения ставки налога на добавленную
стоимость в размере 0 процентов и по согласованию с МНС России сообщает следующее.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.164 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" части второй
Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение работ и услуг, непосредственно
связанных с производством и реализацией товаров, экспортируемых за пределы территории
Российской Федерации, производится по ставке в размере 0 процентов. Данное положение
распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и
перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые
российскими перевозчиками, и, кроме того, на иные подобные работы (услуги).
По нашему мнению, к иным подобным работам и услугам могут относиться работы и услуги
по сопровождению, экспедированию, хранению экспортируемых товаров, а также работы по
перевалке грузов, выполняемые как российскими перевозчиками, так и иными российскими
организациями (портами, экспедиторами, терминалами).
В связи с изложенным вышеперечисленные работы (услуги), оказываемые российскими
организациями, следует облагать налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0
процентов.
Кроме того, согласно положениям вышеуказанного подпункта п.1 ст.164 Кодекса
аналогичный порядок применения налога на добавленную стоимость, по нашему мнению,
действует по работам (услугам), выполняемым в отношении товаров, импортируемых в
Российскую Федерацию.
Что касается документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения права на
применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при оказании
услуг, связанных с транспортировкой через таможенную территорию Российской Федерации
товаров, помещенных под таможенный режим транзита, то на основании п.4 ст.165 Налогового
кодекса одним из таких документов является грузовая таможенная декларация (ее копия) с
отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном
режиме транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за
пределы таможенной территории Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии со ст.169
Таможенного кодекса Российской Федерации форма и порядок декларирования, а также перечень
сведений, необходимых для таможенных целей, определяется ГТК России.
Согласно Приказу ГТК России от 20.05.1996 N 304 и в соответствии с п.2 Письма ГТК
России от 30.09.1998 N 01-15/20413 "О документах, используемых в качестве таможенных
деклараций" при заявлении таможенного режима транзита (за исключением перевозок по
процедуре МДП) в качестве таможенной декларации используется документ контроля за
доставкой товаров.
Учитывая изложенное, при документальном подтверждении факта оказания услуг по
перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита, в налоговые органы вместо
грузовой таможенной декларации (ее копии), по нашему мнению, возможно представлять
документ контроля за доставкой товаров с отметками таможенных органов отправления и
назначения.
Одновременно сообщается, что Минфин России и МНС России разделяют Ваше мнение о
целесообразности внесения соответствующих уточнений в ст.ст.164 и 165 Налогового кодекса.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А.МОТОРИН 19.10.2001
|