Вопрос: Авиапредприятие (ООО) просит дать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты
транспортного налога в 2004 г.
1. Авиапредприятие арендует воздушные суда. Будет ли в этом случае оно являться
плательщиком транспортного налога?
2. Мощность двигателя для целей исчисления налога определяется исходя из технической
документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных
документах. Предприятие эксплуатирует вертолеты с двигателями, в технической документации
которых присутствуют три значения мощности в соответствии с различными режимами. Согласно
п.1 ст.361 НК РФ установлена налоговая ставка на самолеты, вертолеты и иные воздушные
суда, имеющие двигатели, в размере 25 руб. с каждой лошадиной силы. Какую в данном случае
следует принимать мощность двигателя налогоплательщику при исчислении транспортного
налога?
3. Может ли авиапредприятие применять освобождение от уплаты транспортного налога с
воздушных судов, находящихся в собственности, в соответствии с пп.4 п.2 ст.358 НК РФ,
если:
- предприятие имеет сертификат эксплуатанта на осуществление коммерческих воздушных
перевозок и авиационных работ и различные лицензии на осуществление пассажирских и
грузовых перевозок;
- в уставе предприятия записано: "предметом деятельности Общества является
производственно-хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных
потребностей в сфере авиационных работ, авиаперевозок пассажиров, грузов, почты,
выполнение иных работ и оказание услуг";
- комитетом государственной статистики предприятию присвоены следующие коды: ОКОНХ -
51300 - авиационный транспорт, ОКВЭД - 62.20 - деятельность воздушного транспорта, не
подчиняющегося расписанию.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 11 февраля 2005 г. N 03-06-04-04/09 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает
следующее.
1. Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено,
что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства,
признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 Кодекса.
Согласно п.1 ст.358 Кодекса объектом налогообложения признаются, в частности, самолеты,
вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном
порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов
Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110,
государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является
документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный
экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника,
эксплуатанта и государства.
Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна Российской
Федерации - это документ, удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в
Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с
требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и настоящих Правил. Указанное
свидетельство выдается только для целей регистрации и не является документом,
удостоверяющим право на владение воздушным судном.
При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на
эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в
Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации).
В соответствии со ст.61 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатант - это
гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на
условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно
для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Таким образом, в отношении воздушных судов именно эксплуатанты, указанные в
свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна, являются налогоплательщиками
транспортного налога.
2. В соответствии со ст.359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств,
имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных
силах.
При этом ст.361 Кодекса налоговые ставки установлены применительно к максимальной
мощности двигателя транспортного средства, которая указана в регистрационных документах
на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо
от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.
3. Подпунктом 4 п.2 ст.358 Кодекса определено, что не являются объектом
налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в
собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций,
основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых
перевозок.
Подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление
пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:
1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и
другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве
основного вида деятельности, цели создания организации;
2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или)
пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является
осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:
получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок; наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по
выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок
необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на
основании договоров перевозки в соответствии с гл.40 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие
договоры перевозки регламентируются гл.XV Воздушного кодекса Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что положения пп.4 п.2 ст.358 Кодекса не распространяются
на транспортные средства, находящиеся в аренде.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 11.02.2005
|