Вопрос: ОАО - плательщик налога на добычу полезных ископаемых. На основании лицензий на
право пользования недрами добычу полезных ископаемых осуществляют филиалы ОАО, сами
исчисляющие НДПИ. В соответствии со ст.338 НК РФ налоговая база определяется отдельно для
каждого вида добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого при
этом оценивается исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации
добытого полезного ископаемого, либо исходя из его расчетной стоимости. Последний способ
применяется при отсутствии в текущем налоговом периоде реализации добытого полезного
ископаемого.
Сложилась ситуация, когда в одном налоговом периоде отсутствует реализация по добытым
полезным ископаемым: минеральной воде и песчано-гравийной смеси. Применяя способ оценки
исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, филиалы ведут раздельный учет
затрат по каждому виду добытого полезного ископаемого.
В результате общие расходы по добыче минеральной воды и песчано-гравийной смеси в
налоговом периоде составили 13 973,31 руб., в том числе:
- по филиалу I - 6173,0 руб. (количество добытого полезного ископаемого - 63 куб. м); - по филиалу II - 7836,31 руб. (количество добытой минеральной воды - 270 куб. м). ОАО произвело расчет налога на добычу следующим образом: - по филиалу I - 6173 х 5,5% = 338 руб. (подлежит уплате в бюджет субъекта РФ); - по филиалу II - 7836,31 х 0% = 0 руб. Если произвести расчет НДПИ согласно п.4 ст.340 НК, т.е. исходя из общего количества
добытых полезных ископаемых 270 + 63 = 333 куб. м и общих расходов 13 973,31 руб., налог
на добычу полезных ископаемых составит:
- по филиалу I - 13 973,31 х (63 / 333) х 5,5% = 145 руб.; - по филиалу II - 13 973,31 х (270 / 333) х 0% = 0 руб. В этом случае в данном налоговом периоде произойдет перераспределение сумм налога на
добычу полезных ископаемых, поступающих в бюджеты субъектов РФ: в бюджет субъекта РФ
поступит меньшая сумма налога по сравнению с предыдущими периодами.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить следующие вопросы. Возможно ли, применяя способ оценки исходя из расчетной стоимости добытого полезного
ископаемого, общую сумму расходов по добыче полезных ископаемых, произведенных в текущем
налоговом периоде, распределять между добытыми полезными ископаемыми пропорционально
расходам, произведенным по каждому виду добытого полезного ископаемого в этом налоговом
периоде?
Правильно ли ОАО определяет стоимость добытой минеральной воды, применяя способ оценки
исходя из расчетной стоимости, в случае использования ее исключительно в лечебных целях
только в одном налоговом периоде?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 1 февраля 2005 г. N 03-07-01-04/4 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
уплаты налога на добычу полезных ископаемых при осуществлении добычи полезных ископаемых
обособленными подразделениями организации и сообщает.
Пунктом 1 ст.340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено
три способа оценки стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления налога на
добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ):
1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен
реализации без учета государственных субвенций;
2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен
реализации добытого полезного ископаемого;
3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом следует учитывать, что в соответствии с абз.1 и 2 п.4 ст.340 Кодекса
последний способ оценки добытого полезного ископаемого применяется налогоплательщиком в
случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого.
В соответствии с гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса при определении
расчетной стоимости добытых полезных ископаемых признание расходов осуществляется в
порядке, установленном гл.25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. При этом прямые
расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются
между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец
налогового периода. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого
учитываются также косвенные расходы. При этом косвенные расходы, произведенные
налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между
затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность
налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных
ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
Общая сумма расходов (в том числе косвенных), произведенных налогоплательщиком в
налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально
доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных
ископаемых в этом налоговом периоде. Вместе с тем при применении данного положения
необходимо учитывать следующее.
Согласно ст.338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно
отдельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. В отношении добытых полезных
ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка
рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой
налоговой ставке.
В соответствии с п.2 ст.343 Кодекса сумма налога также исчисляется по каждому добытому
полезному ископаемому по итогам каждого налогового периода и рассчитывается исходя из
доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого
полезного ископаемого соответствующего вида.
Глава 25 "Налог на прибыль организации" Кодекса также обязывает вести налоговый учет в
отношении каждого объекта налогообложения, в частности ст.316 Кодекса предусмотрено, что
доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида
деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога
либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученных от
данного вида деятельности.
На основе анализа положений гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса и гл.
25 "Налог на прибыль организации" Кодекса можно сделать вывод о том, что они обязывают
плательщика НДПИ производить оценку и вести налоговый учет отдельно по каждому виду
добытого полезного ископаемого, а расходы на добычу полезных ископаемых должны
рассчитываться отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых.
Следовательно, расчет НДПИ по каждому виду добытого полезного ископаемого в
отдельности произведен организацией правильно.
Что касается вопроса правильности применения расчетной стоимости минеральной воды,
добытой исключительно в лечебных целях, то представленных материалов недостаточно для
объективного и полного ответа. В частности, отсутствует копия лицензии, в которой в
соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"
должны быть отражены данные о пользователе недр, данные о целевом назначении работ,
связанных с недрами, и другие необходимые условия. Отсутствуют также доказательства
использования всего объема минеральной воды исключительно в лечебных целях в течение
одного налогового периода, поскольку для применения расчетной стоимости следует учитывать,
что при этом не допускается любая форма реализации указанной минеральной воды, в том
числе после обработки, подготовки, переработки или розлива в тару.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 01.02.2005
|