Главная arrow Вопросы и ответы arrow О бюджетном финансировании arrow Вопрос: В рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной Постановлением Правитель

Главное меню
Главная
Типовые бланки
Кодексы РФ
Вопросы и ответы
Права потребителей
Право собственности
Гражданство
Наследство
Законодательство о труде
Законодательство о жилье
Карта сайта
Юриспруденция


Воспользуйся поиском
Поиск
Кто на сайте?
Сейчас в библиотеке:
Посетителей - 10

Вопрос: В рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной Постановлением Правитель

Версия для печати Отправить на e-mail
15.04.2007 г.
Вопрос: В рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 
2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 
N 858, для приобретения квартиры гражданину были предоставлены субсидии из федерального 
бюджета на приобретение жилья в соответствии с Временными правилами предоставления 
средств федерального бюджета (на безвозвратной основе) на строительство (приобретение) 
жилья в сельской местности, утвержденными Правительством Российской Федерации 29.05.2003 
(гражданином были соблюдены требования, предъявляемые к гражданам - получателям субсидий: 
квартира приобретена в сельской местности, право на получение субсидии удостоверено 
соответствующим свидетельством).
   Из областного бюджета через специализированную организацию на приобретение квартиры 
тому же гражданину в 2004 г. предоставлен льготный целевой заем сроком на 10 лет под 5 
процентов годовых.
   В связи с вышеизложенным просьба разъяснить следующее.
   1. Облагаются ли данные субсидии, а также материальная выгода, полученная от экономии  на процентах по льготному целевому займу, налогом на доходы физических лиц?    2. В случае если данные доходы облагаются налогом на доходы физических лиц, какая  налоговая ставка в отношении субсидии и материальной выгоды может быть применена в 2004 г.  и последующих годах с учетом изменений, установленных Федеральным законом от 20.08.2004  N 112-ФЗ? (При заключении договора займа заемщик уплатил денежные средства в размере 5  процентов от предоставленного займа в счет уплаты процентов за пользование займом.)    3. Имеет ли право гражданин на получение имущественного налогового вычета,  предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в сумме, израсходованной на приобретение  квартиры, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевому льготному  займу, в том числе по процентам, уплаченным в 2004 г.?    4. В 2002 г. гражданином была приобретена доля в праве общей собственности на квартиру  за 30 тыс. руб. (предметом договора купли-продажи являлась доля в праве). В соответствии  с заявлением гражданина ему был предоставлен имущественный налоговый вычет по доходам за  2002 г.    В 2004 г. гражданином приобретена квартира за 450 тыс. руб., также получен целевой  заем на ее приобретение сроком на 10 лет.    Имеет ли право гражданин воспользоваться имущественным налоговым вычетом в связи с  приобретением квартиры по доходам за 2004 г. в сумме, израсходованной на приобретение  квартиры, а также по процентам за пользование займом в 2004 г. и последующих годах?    Правомерны ли были действия налоговых органов по предоставлению имущественного  налогового вычета по доходам за 2002 г. в связи с приобретением доли в праве общей  собственности, так как действующей на тот период редакцией пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ не  предусматривалось предоставление имущественного налогового вычета при приобретении доли в  праве, а только при приобретении квартиры, жилого дома?    
   Ответ:
   МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   ПИСЬМО
   от 12 июля 2005 г. N 03-05-01-04/232
   
   Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и в пределах  своей компетенции сообщает следующее.    1. В соответствии с п. 3 ст. 217 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового  кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от обложения налогом на доходы физических  лиц освобождены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации,  законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных  органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в  соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным  предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения.    Следовательно, к компенсационным выплатам, освобождаемым от налогообложения, можно  отнести средства федерального бюджета, выделенные на безвозвратной основе, в виде  субсидий сельским гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в  соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О  федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" в размере,  требуемом для полного возмещения стоимости приобретаемого жилого помещения.    Из письма следует, что квартира была приобретена налогоплательщиком частично за счет  средств субсидии, частично за счет льготного целевого займа, т.е. не бесплатно. В этом  случае денежные средства в виде субсидии подлежат налогообложению в общеустановленном  порядке (по ставке 13 процентов).    2. При получении налогоплательщиком льготного целевого займа на 10 лет под 5 процентов  годовых следует иметь в виду, что в соответствии со ст. ст. 212 и 224 Кодекса для целей  налогообложения учитывается доход в виде материальной выгоды, полученный в виде экономии  на процентах при пользовании налогоплательщиками целевыми займами (кредитами),  полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически  израсходованными ими на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или  доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких  средств.    При получении дохода в виде материальной выгоды налоговая база определяется как  превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях,  исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной  Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой  процентов, исчисленной исходя из условий договора.    Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной  как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется  налогоплательщиком в сроки, определяемые пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса, но не реже чем один  раз в налоговый период, установленный ст. 216 Кодекса.    Дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах,  в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса, определяется как день уплаты  налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам.    Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224  части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесена поправка, в соответствии с  которой с 1 января 2005 г. снижается налоговая ставка с 35 до 13 процентов в отношении  налогообложения материальной выгоды.    Однако, как следует из письма, проценты по договору займа были оплачены единовременно  в 2004 г., поэтому доход в виде материальной выгоды также считается полученным в 2004 г.  Следовательно, налог подлежит уплате по ставке 35 процентов.    Налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиком на основании налоговой декларации,  представляемой в налоговый орган по месту жительства.    3. По вопросу предоставления имущественного налогового вычета в сумме, направленной на  погашение процентов по целевому льготному займу, полученному в 2004 г., следует иметь в  виду, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1  января 2005 г.) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имел право на  получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое  строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или  квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на  погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках  Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо  приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.    Из этого следует, что при расчете имущественного налогового вычета за 2004 г. может  быть учтена только сумма, направленная на погашение процентов лишь по ипотечным кредитам,  полученным в российских банках и фактически израсходованным на новое строительство либо  приобретение дома или квартиры. Суммы, направленные до 1 января 2005 г. на погашение  процентов по целевому кредиту, при определении размера имущественного налогового вычета  учитываться не должны.    4. По вопросу предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета в 2002  г. в связи с приобретением доли в праве общей собственности на квартиру следует отметить  следующее.    В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2002 г.) было  определено, что при приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную  собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с  данным пунктом, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей  собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или  квартиры в общую совместную собственность).    При этом предоставление имущественного налогового вычета при приобретении доли в  квартире пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса не предусматривалось.    Таким образом, если квартира была приобретена в общую долевую либо общую совместную  собственность, то размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с  данным пунктом, распределяется между приобретателями данной квартиры пропорционально их  доле либо по договоренности между ними (в случае приобретения имущества, находящегося в  общей совместной собственности).    Если налогоплательщику ранее был предоставлен имущественный налоговый вычет, то  повторное предоставление имущественного налогового вычета не допускается.    
   Заместитель директора
   Департамента налоговой
   и таможенно-тарифной политики
   А.И.ИВАНЕЕВ
   12.07.2005
 
< Пред.   След. >