Вопрос: В связи с введением в действие с 01.01.2004 новой редакции гл.26.1 "Единый
сельскохозяйственный налог" Налогового кодекса Российской Федерации просим разъяснить
следующие вопросы.
1. Учитываются ли при определении налоговой базы по ЕСХН расходы на строительство,
изготовление и сооружение основных средств, осуществляемые хозяйственным способом?
Включаются ли в состав расходов расходы, связанные с государственной регистрацией
недвижимости, проценты по кредитам на приобретение основных средств?
2. Как определяется остаточная стоимость основных средств при переходе на уплату ЕСХН? 3. Как учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН целевые субсидии, получаемые
из бюджета налогоплательщиками ЕСХН? Как учитываются при исчислении ЕСХН расходы,
осуществленные за счет целевых субсидий?
4. В связи с продлением срока подачи заявлений о переходе на ЕСХН часть
сельскохозяйственных товаропроизводителей подали заявления о переходе в апреле - мае 2004
г. (переход был оформлен задним числом с 01.01.2004). При этом в первом квартале они
работали с НДС, за этот период была сдана декларация по НДС. Просим разъяснить порядок
возврата образовавшейся переплаты по НДС, а также по другим уплаченным до 31 мая 2004 г.
налогам.
5. Включаются ли платежи по добровольному страхованию урожая сельскохозяйственных
культур в расходы, учитываемые при исчислении ЕСХН?
6. В сельскохозяйственных организациях столовые, функционирующие как обслуживающие
подразделения, в основном являются убыточными. При переводе на ЕНВД возникает много
сложностей в определении размера дохода. Возможен ли переход столовых, обслуживающих
работников сельскохозяйственных организаций, на уплату ЕСХН?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 марта 2005 г. N 03-03-02-04/2/4 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее. По первому вопросу. В соответствии с пп.1 п.2 ст.346.5 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по единому
сельскохозяйственному налогу доходы налогоплательщиков уменьшаются на расходы по
приобретению основных средств. В состав расходов по приобретению объектов недвижимости
включаются расходы, связанные с их государственной регистрацией.
Проценты, уплачиваемые за предоставленные налогоплательщикам кредиты на приобретение
объектов основных средств, учитываются отдельно (пп.9 п.2 ст.346.5 Кодекса).
Расходы по строительству, изготовлению и сооружению основных средств, осуществляемым
хозяйственным способом, в названном положении Кодекса не указаны. Поэтому эти расходы
налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу не уменьшают.
Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации разрабатывается
проект федерального закона, которым, наряду с другими изменениями положений гл.26.1
Кодекса, уточняется редакция пп.1 п.2 ст.346.5 Кодекса. Предлагается уменьшение доходов
на сумму расходов как по приобретению, так и по строительству, сооружению и изготовлению
объектов основных средств.
По второму вопросу. Согласно п.4 ст.346.5 Кодекса при переходе на уплату единого
сельскохозяйственного налога стоимость основных средств принимается равной их остаточной
стоимости, определяемой на момент перехода. В этом же пункте говорится о том, что при
определении сроков полезного использования основных средств нужно руководствоваться
Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждаемой
Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.258 Кодекса.
Следовательно, остаточная стоимость основных средств на дату перехода на уплату
единого сельскохозяйственного налога определяется по данным налогового, а не
бухгалтерского учета.
По третьему вопросу. Пунктом 1 ст.346.5 Кодекса установлено, что при определении
объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 Кодекса. Согласно п.
2 ст.251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из
бюджета бюджетополучателям.
Поэтому если налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога, получающие
целевые субсидии из бюджета, являются бюджетополучателями, то суммы таких субсидий при
определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу не учитываются. К
бюджетополучателям относятся организации, имеющие право на получение бюджетных средств в
соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст.162 Бюджетного кодекса
Российской Федерации).
Соответственно, расходы, осуществленные организациями-бюджетополучателями за счет
целевых субсидий, также не учитываются при определении налоговой базы по единому
сельскохозяйственному налогу.
По четвертому вопросу. В соответствии с п.1 ст.78 Кодекса сумма излишне уплаченного
налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным
налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
Согласно п.4 указанной статьи Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет
предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика,
если сумма переплаты направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который она была
направлена. В аналогичном порядке решается вопрос о направлении суммы излишне уплаченного
налога на исполнение обязанностей по уплате других налогов или погашение недоимки по ним
(п.5 ст.78 Кодекса).
Пунктом 7 этой же статьи Кодекса разрешено возвращать переплату по налогу
налогоплательщикам по их письменному заявлению. Возврат осуществляется за вычетом сумм
недоимки по другим налогам и задолженности по пеням.
В связи с тем что в 2004 г. было разрешено осуществлять переход на уплату единого
сельскохозяйственного налога с 1 января 2004 г. по заявлениям, поданным
налогоплательщиками в налоговые органы до 1 июля 2004 г., за I квартал 2004 г.
образовалась переплата по налогу на добавленную стоимость и другим налогам. В связи с тем
что единый сельскохозяйственный налог и налоги им заменяемые зачисляются в разные бюджеты,
образовавшаяся по этим налогам переплата должна быть возвращена налогоплательщикам
единого сельскохозяйственного налога по их заявлению.
По пятому вопросу. Подпунктом 7 п.2 ст.346.5 Кодекса налогоплательщикам единого
сельскохозяйственного налога разрешается уменьшать сумму полученных доходов на расходы на
обязательное страхование имущества. Расходы по добровольному страхованию имущества, в том
числе по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, при определении налоговой базы
по единому налогу учитываться не должны.
По шестому вопросу. В соответствии со ст.346.26 Кодекса система налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается
Кодексом, а вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
По решению субъекта Российской Федерации она может применяться в отношении
деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых при использовании
зала площадью не более 150 кв. м.
Таким образом, сельскохозяйственные производственные кооперативы, осуществляющие
деятельность по оказанию услуг общественного питания, подлежат переводу на уплату единого
налога на вмененный доход независимо от размера дохода от этого вида деятельности.
Одновременно обращаем внимание на то, что согласно пп.2 п.3 ст.346.2 Кодекса
организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на
вмененный доход по отдельным видам деятельности, не вправе переходить на уплату единого
сельскохозяйственного налога.
Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения малого бизнеса ФНС
России.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 15.03.2005
|