Вопрос: ООО просит дать разъяснения по вопросу налогообложения сумм, выплачиваемых в 2004
г. работникам на время призыва на военные сборы.
1. Как правильно квалифицировать расходы, связанные с выплатой компенсации работникам
на время призыва на военные сборы? Облагаются ли данные выплаты ЕСН?
2. Взимается ли НДФЛ с указанных выплат? 3. Как учитываются такие выплаты при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль?
Включаются ли полученные от военкоматов суммы компенсаций во внереализационные доходы?
4. При выставлении счета военкоматам на возмещение организации затрат, связанных с
выплатой указанных сумм работникам этой организации, проходившим военные сборы, следует
ли составлять счет-фактуру?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 21 февраля 2005 г. N 03-05-01-04/42 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу
налогообложения сумм, выплачиваемых работникам на время призыва на военные сборы, и
сообщает следующее.
1. В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель
обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время
исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в
соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и
военной службе" установлено, что граждане на время прохождения военных сборов
освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего
заработка по месту постоянной работы.
В соответствии с п. 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Положение),
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 157,
граждане Российской Федерации на время прохождения военных сборов освобождаются от работы
(учебы) с сохранением за ними места постоянной работы (учебы) и выплатой среднего
заработка (стипендии) по месту постоянной работы (учебы), но не более 10 минимальных
размеров оплаты труда, установленных для определенного размера стипендий, пособий и
других обязательных социальных выплат.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета,
предусмотренных по разделу "Национальная оборона" (подраздел "Обеспечение мобилизационной
и вневойсковой подготовки", целевая статья "Мобилизационная подготовка и переподготовка
резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации").
Министерство обороны Российской Федерации в месячный срок после представления
предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные
комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные
настоящим пунктом.
Статьей 236 гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом
признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Учитывая вышеизложенное, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам,
призванным на военные сборы, организациями за счет средств федерального бюджета, не
являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку не
связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, и единым социальным налогом не
облагаются.
2. Что касается вопроса взимания налога на доходы физических лиц с вышеуказанных сумм,
выплачиваемых работникам, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 210 гл. 23
"Налог на доходы физических лиц" Кодекса при определении налоговой базы учитываются все
доходы налогоплательщика.
Пунктом 29 ст. 217 Кодекса освобождены от налогообложения доходы лиц, призванных на
военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по
месту прохождения военных сборов.
Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной
работы (учебы) на время призыва на военные сборы, подлежат обложению налогом на доходы
физических лиц в общеустановленном порядке.
3. В соответствии со ст. 255 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса в расходы
налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и
(или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления,
связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные
начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами
законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или)
коллективными договорами.
Пункт 6 ст. 255 Кодекса определяет, что к расходам на оплату труда относится сумма
начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими
государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53 "О воинской обязанности и
воинской службе" и пп. 18 п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.02.1999 N 223 "О
внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605" граждане на время прохождения военных
сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы
или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или
учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплаты труда.
Выплата им среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом)
жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также
командировочных расходов производится предприятиями, где они работают, на основании
выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина в
военном комиссариате или на тренировочных занятиях.
Компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего заработка,
с оплатой найма (поднайма) жилья и проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно,
а также командировочных расходов производится военными комиссариатами на основании
выставляемых предприятиями счетов после призыва на военные сборы и прохождения военных
сборов. Перечисление денежных средств военными комиссариатами производится в месячный
срок со дня получения счета предприятия.
Таким образом, сумма начисленного работнику среднего заработка в пределах 10
минимальных размеров оплаты труда, сохраняемого на время его пребывания на военных сборах,
в целях гл. 25 Кодекса относится к расходам на оплату труда.
Пункт 1 ст. 251 Кодекса устанавливает, что при определении налоговой базы по налогу на
прибыль организаций не учитываются доходы, поименованные в данной статье.
Денежные средства, полученные от военных комиссариатов в качестве компенсации расходов
организации, связанных с выплатой работникам, призванным на военные сборы, среднего
заработка, в целях гл. 25 Кодекса относятся к доходам, увеличивающим налоговую базу по
налогу на прибыль организаций, так как данный вид доходов не поименован в ст. 251 Кодекса.
4. На основании ст. 168 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса счета-фактуры
выставляются в связи с осуществлением операций по реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, при выставлении счета военкоматам на возмещение организации затрат,
связанных с выплатой вышеуказанных сумм работникам этой организации, проходившим военные
сборы, счета-фактуры составлять не следует.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 21.02.2005
|