Вопрос: Муниципальное унитарное предприятие (МУП) просит разъяснить порядок применения
льготы по налогу на имущество, установленной п.6 ст.381 НК РФ, для предприятий ЖКХ.
На протяжении 2004 г. МУП получало бюджетные ассигнования в виде: субвенции на
возмещение расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг, субсидии на покрытие убытков и средств на капитальный ремонт жилого фонда. В
хозяйственном ведении МУП находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры.
Указанные основные средства при расчете налога на имущество мы относили к льготируемому
имуществу на основании п.6 ст.381 НК РФ. Правомерно ли это?
Вправе ли предприятие применять указанную льготу в 2005 г., если бюджетные
ассигнования будут поступать только по статье "капитальный ремонт жилого фонда" или
статье "субвенция на возмещение расходов по предоставлению населению субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг"? Можно ли средства, поступающие в возмещение выпадающих
доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилья, считать бюджетным
ассигнованиями применительно к п.6 ст.381 НК РФ?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 2 февраля 2005 г. N 03-06-01-04/82 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по затронутому
в нем вопросу сообщает следующее.
Согласно п.6 ст.381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов жилищного фонда и
инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью
или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
(или) местных бюджетов.
Жилой дом для целей налогообложения как объект жилищного фонда, состоящий на балансе
организации, необходимо рассматривать как единый обособленный комплекс со всеми нежилыми
помещениями и инженерными объектами (лифты, лифтовые шахты, лестничные клетки, лестницы,
крыши, технические этажи, подвалы, технические помещения, коммуникации и т.д.),
объединенными единым функциональным предназначением и представляющими собой единое целое.
Объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса являются
находящиеся на балансе налогоплательщика сооружения, инженерное оборудование, а также
иные объекты, созданные или предназначенные для функционирования жилищно-коммунального
комплекса, в том числе составляющие придомовую территорию.
Освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении тех объектов
жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые
находятся на балансе той организации, которой из соответствующего бюджета выделяется
полное или частичное финансирование на содержание именно этих объектов. При этом
финансирование из бюджета может идти как в части покрытия конкретных затрат организации,
так и в части покрытия убытка от содержания указанных объектов.
Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах
федеральной жилищной политики" (утрачивает силу с 01.03.2005) и ст.154 Жилищного кодекса
Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2005)
ценообразование в сфере жилищно-коммунального хозяйства различает такие понятия, как
плата за содержание, ремонт жилья, включающая в себя плату за услуги и работы по
управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего
имущества в многоквартирном доме, и плата за коммунальные услуги.
В этой связи возмещение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
организациям разницы в тарифах за оказанные услуги не может признаваться финансированием
на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время средства, поступающие в возмещение выпадающих доходов от предоставления
гражданам льгот по оплате жилья, являются по существу финансированием из бюджета затрат
жилищно-коммунальных организаций в части покрытия убытков от содержания объектов жилищно-
коммунального хозяйства.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 02.02.2005
|