Вопрос: Издательство - государственное учреждение, финансируемое из федерального бюджета,
занимается самостоятельной издательской деятельностью.
Правомерно ли относить в целях налогообложения расходы издательства по оплате
коммунальных услуг, услуг связи и транспортных расходов по обслуживанию административно-
управленческого персонала за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности,
если в смете издательства финансирование таких расходов предусмотрено за счет указанной
деятельности?
Издательство имеет на балансе здания, находящиеся в оперативном управлении, а также
основные средства, купленные за счет средств от предпринимательской деятельности.
Возможно ли в целях обложения налогом на прибыль начислять амортизацию основных средств,
используемых и в основной, и в предпринимательской деятельности, пропорционально доходам,
полученным от основной и предпринимательской деятельности?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 30 декабря 2004 г. N 03-03-01-04/4/31 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает
следующее.
Согласно п.2 ст.42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от
предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете
доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета
как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Бюджетные учреждения являются, в частности, плательщиками налога на прибыль
организаций в соответствии с гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) при получении вышеназванных доходов.
Согласно ст.321.1 Кодекса налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за
счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по
смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в
целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов):
1) полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования; 2) полученных (произведенных) за счет иных источников. В целях гл.25 Кодекса иными источниками - доходами от коммерческой деятельности
бюджетных учреждений признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических
лиц и физических лиц по операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав,
и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой
дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой
внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой
фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и
расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл.25
Кодекса.
Пунктом 3 ст.321.1 Кодекса установлено, что в сметах доходов и расходов бюджетного
учреждения может быть предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг,
услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого
персонала за счет двух источников (целевого финансирования и доходов от коммерческой
деятельности). В этом случае в целях налогообложения принятие таких расходов на
уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого
финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от
предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого
финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются
следующие виды внереализационных доходов:
1) доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на
расчетном, депозитном счетах;
2) полученные от сдачи имущества в аренду; 3) в виде курсовых разниц; 4) другие внереализационные доходы. Статьей 256 Кодекса определено, что амортизируемым имуществом в целях исчисления
налога на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные
объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве
собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем
начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком
полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. руб.
В соответствии с п.4 ст.321.1 Кодекса при определении налоговой базы к расходам,
связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в
целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся суммы амортизации,
начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от этой деятельности,
и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам,
приобретенным до 1 января 2002 г., остаточная стоимость определяется как разница между
первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по
правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п.2 ст.256 и п.4 ст.321.1 Кодекса имущество
бюджетных организаций, находящееся у них в оперативном управлении, но приобретенное в
связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления
такой деятельности, признается амортизируемым, суммы начисленной по такому имуществу
амортизации учитываются при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 30.12.2004
|