Вопрос: Просим разъяснить порядок применения п.п.6 и 7 ст.381 НК РФ: 1) относится ли к
финансированию за счет средств бюджета возмещение организациям - поставщикам коммунальных
услуг разницы в тарифах, возникающей в результате предоставления гражданам льгот и
субсидий; 2) что включает в себя понятие "инженерная инфраструктура жилищно-коммунального
комплекса"; 3) все ли объекты социально-культурной сферы подлежат льготированию?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 3 июня 2004 г. N 03-05-06/61 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке
применения положений п.п.6 и 7 ст.381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с п.6 вышеуказанной статьи Кодекса освобождаются от налогообложения
организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-
коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
При рассмотрении вопроса о возможности применения данной льготы необходимо учитывать
нормы Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной
политики", который при определении понятия основ ценообразования в сфере жилищно-
коммунального хозяйства указывает на наличие таких понятий, как цена на содержание,
ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги.
К расходам по содержанию указанных объектов, по нашему мнению, относятся расходы,
связанные непосредственно с определенными жилищным законодательством обязанностями по
обеспечению сохранности жилищного фонда и поддержанию его в эксплуатационном состоянии.
При определении вышеуказанных расходов необходимо учитывать положения Постановления
Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической
эксплуатации жилищного фонда".
Полагаем, что в случаях выделения из бюджета ассигнований на покрытие разницы в
тарифах на оказываемые коммунальные услуги финансирование самих объектов жилищного фонда
или инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не осуществляется.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации в понятие инженерной
инфраструктуры включается комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования.
С учетом этого полагаем, что под инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального
комплекса следует понимать комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования,
используемый для оказания жилищно-коммунальных услуг. При этом термин "жилищно-
коммунальные услуги" и их состав могут быть определены в соответствии с государственным
стандартом РФ ГОСТ Р 51929-2002 "Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения",
введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 20.08.2002 N 307-ст, и
Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным
Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Кроме того, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что виды
систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий и ограничения на их
использование и эксплуатацию при осуществлении градостроительной деятельности
определяются градостроительной документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными
схемами и проектами развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий. В
соответствии с данной нормой Госстроем России разработана Инструкция о порядке разработки,
согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденная
Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150.
Согласно п.7 ст.381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения в отношении
объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства,
образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Основанием для применения организацией данной льготы и уменьшения балансовой стоимости
своего имущества на стоимость объекта социально-культурной сферы является факт его
использования организацией-балансодержателем по целевому назначению.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с гл.30 "Налог на имущество
организаций" Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество
организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета.
Организация в целях правильного исчисления данного налога должна обеспечить раздельный
бухгалтерский учет льготируемого и нельготируемого имущества. Единицей бухгалтерского
учета основных средств является инвентарный объект.
В случае если объект социально-культурной сферы, ранее использовавшийся самой
организацией для указанных выше нужд, сдается в аренду (то есть не используется самой
организацией по целевому назначению), то данный объект подлежит налогообложению в
общеустановленном порядке, независимо от целей его использования арендатором.
К льготируемым объектам в соответствии с вышеназванной нормой ст.381 Кодекса, по
нашему мнению, могут быть также отнесены и административные помещения, а также
расположенные в них компьютеры и другая оргтехника, используемые аппаратом управления и
находящиеся в неразрывной связи как по своему назначению, так и по осуществляемым
функциям с льготируемыми объектами и непосредственно участвующие в процессе создания и
оказания услуг в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта,
здравоохранения и социального обеспечения.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А.МОТОРИН 03.06.2004
|