Вопрос: Бюджетные учреждения оказывают предусмотренные уставом отдельные виды платных
услуг, которые на основании ст.41 Бюджетного кодекса РФ относятся к неналоговым доходам
местного бюджета. Кроме того, указанные учреждения ведут предпринимательскую и иную
деятельность, приносящую доход, в соответствии с действующим законодательством РФ и по
согласованию со структурными подразделениями администрации, осуществляющими функции
специального отраслевого управления.
Доходы бюджетных учреждений, полученные от оказания платных услуг, и доходы от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в
полном объеме зачисляются в местный бюджет и являются целевым источником дополнительного
бюджетного финансирования.
Просим разъяснить порядок налогообложения бюджетных учреждений в части доходов от
оказания платных услуг и ведения предпринимательской деятельности.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 октября 2003 г. N 04-02-05/3/82 Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения бюджетных
учреждений в части доходов, получаемых от оказания платных услуг, и сообщает следующее.
В соответствии со ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из указанного Кодекса и
принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс
устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие
принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в частности виды налогов и
сборов, взимаемых в Российской Федерации.
Согласно ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от
29.05.2002 N 57-ФЗ) (далее - Бюджетный кодекс) к неналоговым доходам, в частности,
относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах
и сборах;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении
соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и
сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Виды доходов от использования имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, определены в п.1 ст.42 Бюджетного кодекса. Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.2 ст.42 Бюджетного кодекса доходы бюджетного учреждения, полученные от
предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете
доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета
как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Бюджетные учреждения являются, в частности, плательщиками налога на прибыль
организаций в соответствии с гл.25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при получении
вышеназванных доходов.
Статьей 251 Кодекса установлены доходы, которые не учитываются при определении
налоговой базы. В частности, согласно пп.14 п.1 названной статьи не учитываются доходы в
виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом
налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный
учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При
отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования,
указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К
средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым
бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не
использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не
по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской
Федерации.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком
и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) -
источником целевого финансирования, в частности, в виде средств бюджетов всех уровней,
государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и
расходов бюджетного учреждения. Перечень таких средств является закрытым.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И.КОСОЛАПОВ 15.10.2003
|