Вопрос: Прошу дать разъяснение по порядку применения гл.23 и 24 НК РФ в следующих
ситуациях:
На угледобывающем предприятии (ОАО) с разрешения Федеральной миграционной службы РФ
трудятся на постоянной основе шахтеры - граждане Украины. Учитывая территориальную
близость местонахождения рабочих мест - шахт к территории Украины, шахтеры - граждане
Украины фактически проживают на территории Украины, но ежедневно приезжают на работу и
работают на территории РФ. Какие-либо пограничные и таможенные формальности для данной
категории граждан отсутствуют.
1. Будут ли являться достаточными для подтверждения фактического нахождения на
территории Российской Федерации в календарном году более 183 дней следующие документы:
контракт о приеме на работу, первичные рапорты с фактически начисленной заработной платой,
разрешение Федеральной миграционной службы РФ на привлечение иностранной рабочей силы?
2. Освобождается ли от налога на доходы физических лиц стоимость санаторных путевок: - приобретенных за счет бюджетных средств и выданных работникам шахт бесплатно; - выданных работникам с полной или частичной компенсацией при отсутствии свободного
остатка прибыли?
3. Следует ли руководствоваться п.6.2.4 Методических рекомендаций по порядку
исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом МНС России от 29.12.
2000 N БГ-3-07/465, при налогообложении компенсационных выплат за время передвижения
работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах, к месту работы и обратно,
если он противоречит пп.2 п.1 ст.238 НК РФ?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 22 июня 2001 г. N 04-04-06/346 Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее. 1. Учитывая постоянный характер трудовых отношений, существующих между ОАО и
украинскими гражданами, можно сделать заключение, что последние находятся на территории
Российской Федерации свыше 183 дней в налоговом периоде. При отсутствии отметок о
пересечении границы Российской Федерации для целей уточнения статуса таких лиц могут
служить любые документы, удостоверяющие количество дней пребывания в Российской Федерации.
По нашему мнению, указанные лица могут рассматриваться с 1 января 2001 г. в качестве
налоговых резидентов Российской Федерации для целей исчисления налога на доходы
физических лиц при представлении работодателем разрешения Федеральной миграционной службы
РФ на привлечение иностранной рабочей силы, а также документов, подтверждающих их
пребывание в Российской Федерации.
Определение налоговой базы для доходов, облагаемых по ставке 13%, производится в
порядке, предусмотренном п.3 ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс).
2. В соответствии с п.9 ст.217 Кодекса от налогообложения освобождаются суммы полной
или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемые
работодателем:
а) своим работникам и (или) членам их семей; б) инвалидам, не работающим в данной организации, а также суммы полной или частичной
компенсации стоимости путевок для детей, не достигших 16-летнего возраста, в находящиеся
на территории Российской Федерации санаторно - курортные и оздоровительные учреждения при
условии, что выплаты этих сумм производятся за счет:
- средств работодателей, оставшихся после уплаты налога на доходы организаций; - средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Суммы компенсации стоимости путевок физическим лицам в иных случаях следует рассматривать как доходы, подлежащие налогообложению в установленном
порядке.
3. Правовой основой обложения единым социальным налогом (взносом) является гл.24 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации. Названный Кодекс является
кодифицированным законодательным актом прямого действия, не предусматривающим издание
каких-либо подзаконных актов, разъясняющих порядок его применения.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И.ИВАНЕЕВ 22.06.2001
|