Вопрос: Постановлением администрации области установлен районный коэффициент к заработной
плате за работу в условиях Крайнего Севера в размере 1,5%. Правомерно ли это? Если да, то
каков порядок учета затрат на указанные цели для целей налогообложения?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 июня 2001 г. N 04-02-05/3/38 Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу формирования
себестоимости продукции (работ, услуг) для целей исчисления налога на прибыль и сообщает
следующее.
Пунктом 7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, предусмотрено
включение в себестоимость продукции (работ, услуг) выплат, обусловленных районным
регулированием оплаты труда, в том числе: выплат по районным коэффициентам и
коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в
соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. Указа Президента Российской
Федерации от 24.12.1993 N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской
Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации") предусматривается, что
районный коэффициент устанавливается законодательным органом Российской Федерации по
представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах
по социально - экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов
Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной
плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и
максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за
счет средств предприятий и организаций, бюджетов субъектов и местных бюджетов.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство
находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с
ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Поскольку закон, устанавливающий районные коэффициенты к заработной плате и порядок их
выплаты, до настоящего времени не принят, то до введения единых районных коэффициентов на
территории Российской Федерации продолжают действовать нормы бывшего СССР,
предусмотренные постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС.
Учитывая изложенное, затраты на установление районных коэффициентов в размерах,
определенных постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, включаются в
себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в порядке,
предусмотренном п.7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552.
Затраты на установление повышенных районных коэффициентов против установленных
указанными постановлениями не должны уменьшать налоговую базу для исчисления налога на
прибыль.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И.КОСОЛАПОВ 14.06.2001
|