Вопрос: Возможно ли предоставление организациям права погашать задолженность по налогам
за счет государственных ценных бумаг, в частности ОВВЗ (средние котировки которых
составляют 31 - 58% от номинала) и еврооблигаций, учитывая, что совместным Приказом
Минфина России N 35н и МНС России N АП-3-09/122 от 05.04.2000 уже было разрешено погашать
просроченную задолженность в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на операции
с ценными бумагами за период с 1 июля 1998 г. по 1 марта 2000 г. облигациями ОФЗ-ПД?
По нашему мнению, целесообразно возобновление зачетов по обязательствам организаций по
уплате налогов и по обязательствам получателей средств федерального бюджета по оплате
поставленной им продукции и оказанных услуг.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 5 апреля 2001 г. N 04-01-11/6 Департамент налоговой политики повторно рассмотрел Ваше письмо по вопросам налогового
законодательства, поступившее из аппарата Правительства Российской Федерации, и сообщает
следующее.
В соответствии со ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что
обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента
предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного
денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными
средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу
органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета
Российской Федерации по связи и информации.
В соответствии с этой статьей в случае неуплаты или неполной уплаты налога в
установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на
счетах плательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества
налогоплательщика (согласно п.4 ст.2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" ценные бумаги рассматриваются, как имущество организации).
При реализации этого порядка в соответствии с п.4 ст.47 названного Кодекса взыскание
производится первоначально в отношении наличных денежных средств и только затем в
отношении имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров),
в частности ценных бумаг.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена обязанность
налогоплательщиков исполнять обязательства по уплате налогов только денежными средствами.
Такой порядок обусловлен основополагающей ролью налогов в формировании доходов
бюджетов и их значением в финансировании расходов, в том числе утвержденных
государственных программ, заработной платы работников бюджетной сферы и т.д.
Одновременно не может быть поддержано предложение об уплате налога за счет ОВВЗ и
еврооблигаций в связи с тем, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено
исполнение обязанности по уплате налога в неденежной форме.
Что касается использования государственных ценных бумаг в качестве инструмента
различных зачетных схем или в качестве платежного средства, то такие предложения
поступали, но поддержки не имели по следующим причинам.
Во-первых, в соответствии с п.1 ст.92 Бюджетного кодекса Российской Федерации
государственные ценные бумаги выпускаются исключительно в целях финансирования дефицита
федерального бюджета, а в случае принятия бездефицитного бюджета на очередной финансовый
год может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита
федерального бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение
долга;
Во-вторых, использование государственных ценных бумаг в целях погашения просроченной
задолженности в федеральный бюджет будет означать их досрочное погашение (для
обращающихся в настоящее время на финансовом рынке ГЦБ досрочное погашение условиями их
выпуска и обращения не предусмотрено);
В-третьих, использование отдельных видов государственных ценных бумаг на погашение
налоговой задолженности закономерно приведет к росту их котировок на вторичном рынке, в
результате чего предполагаемый выигрыш может оказаться минимальным.
Что касается облигаций федерального займа с нулевым купонным доходом, выпущенных в
целях проведения новации, которые можно было использовать для погашения просроченной
задолженности по налогам в федеральный бюджет, то в данном случае задолженность
погашалась не облигациями, а денежными средствами от их досрочного погашения, что было
предусмотрено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. N 465-
р.
Причем в данном случае речь шла исключительно об одном выпуске государственных ценных
бумаг с ограниченным и регулируемым объемом использования их на указанные выше цели.
Одновременно сообщаем, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.11.
1997 N 1173 "О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный
бюджет" прекращены любые формы расчетов (зачетов) по обязательствам организаций по уплате
налогов (недоимки) в федеральный бюджет и по обязательствам получателей средств
федерального бюджета по оплате поставленной им продукции и оказанных услуг, включая
денежные зачеты.
Вместе с тем в соответствии со ст.235 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае
установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств
возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия
задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).
Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством Российской
Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного
самоуправления.
В соответствии со ст.ст.243 и 244 Бюджетного кодекса Российской Федерации при
казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование
объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на
право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств,
осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на
Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и
средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства, а
единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в
Банке России.
В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и
совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать
иные счета федерального бюджета.
Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на
основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И.ИВАНЕЕВ 05.04.2001
|