Вопрос: О введении единого социального налога. Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 12 сентября 2000 г. N 04-04-07 Департамент налоговой политики сообщает, что 5 августа 2000 г. Президент РФ подписал
вторую часть Налогового кодекса РФ N 117-ФЗ, глава 24 которого называется "Единый
социальный налог (взнос)". Основной целью данной главы является то, что с 1 января 2001 г.
страховые взносы, существующие в настоящее время и уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ,
Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования заменяются
единым социальным налогом (взносом). Планируется ликвидация Государственного фонда
занятости РФ и переход на финансирование активных программ содействия занятости населения
на условиях софинансирования из федерального и территориальных бюджетов.
Необходимость введения единого социального налога диктовалась прежде всего интересами
предприятий и организаций, являющихся плательщиками страховых взносов.
Категории плательщиков взносов, облагаемая база, ставки, льготы и порядок их уплаты
определялись большим количеством различных нормативных актов (законами РФ, федеральными
законами, постановлениями Верховного Совета РФ и многочисленными разъяснениями
руководящих органов государственных внебюджетных фондов, действие которых с 1 января 2001
г. прекращается), что ставило в сложнейшее положение бухгалтеров предприятий и
организаций. В связи с этим вместо нескольких платежей, имеющих сходную облагаемую базу,
круг плательщиков, вводится налог, исчисляемый и уплачиваемый по одним правилам.
В настоящее время каждый налогоплательщик помимо обязанностей, возложенных на него
Налоговым кодексом РФ (в частности, по постановке на учет в налоговом органе и по
представлению налоговых деклараций по налогам и сборам в налоговый орган), обязан встать
на учет в территориальном органе соответствующего внебюджетного фонда и ежемесячно
представлять в них расчеты по суммам уплаченных взносов. Причем такие расчеты в отличие
от налоговых не могут быть направлены заказным письмом по почте, а должны быть сданы
бухгалтером непосредственно.
Налоговым кодексом РФ предусмотрен ряд положений, защищающих права налогоплательщиков
и ставящих деятельность государственных контрольных органов в жесткие рамки закона. Это,
в частности, относится к периодичности проверок соблюдения налогового законодательства.
Не разрешаются повторные налоговые проверки за уже проверенный налоговый период. Сегодня
же после представителей налоговой инспекции приходят проверяющие из внебюджетных фондов.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-
ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января
2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения
взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса),
осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы
проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия
налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в
государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне
уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым
кодексом Российской Федерации.
Введение налога не приводит к ликвидации Пенсионного фонда РФ, Фонда социального
страхования РФ и фондов обязательного медицинского страхования, которые будут продолжать
осуществлять оперативное управление и расходование поступающих средств. Зачисление
социального налога носит строго целевой характер, и каждый из фондов получит определенную
часть налога в соответствии с предусмотренной налоговой ставкой.
12.09.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики А.И.ИВАНЕЕВ
|