Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 26 была утверждена
Государственная программа по обеспечению в 1996-1997 гг. жильем военнослужащих, граждан,
уволенных в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их
семей и определены затраты на развитие коммунального хозяйства и социально - бытовой
сферы в размере 20% от суммы общих затрат на строительство жилых домов.
По завершении действия Постановления начиная с 1998 г. по настоящее время органы
власти субъектов РФ продолжают требовать от заказчиков капстроительства Минобороны России
предоставление денежных средств до 40% стоимости от годовой программы строительства жилья
на развитие коммунального хозяйства и социально - бытовой сферы. Правомерно ли это?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 17 марта 2000 г. N 04-05-17/4 Минфин России рассмотрел Ваше обращение и сообщает следующее. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 26 была утверждена
Государственная целевая программа по обеспечению в 1996-1997 гг. жильем военнослужащих,
граждан, уволенных в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также
членов их семей и определены затраты на развитие коммунального хозяйства и социально -
бытовой сферы в размере 20% от суммы общих затрат на строительство жилых домов.
Срок действия указанной Программы истек, а других нормативных документов,
регламентирующих размер затрат в виде процента от общей суммы затрат на строительство
жилых домов на федеральном уровне, не имеется.
В соответствии с п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации ни на
кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и
платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не
предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено
настоящим Кодексом.
При этом согласно ст.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" часть первая Кодекса
введена в действие с 1 января 1999 г., за исключением положений, для которых данным
Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Так, ст.2 указанного Федерального закона установлено, что впредь до введения в
действие ст.ст.13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в
бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями), не взимаются.
В данном случае необходимо учитывать, что Конституционный Суд Российской Федерации
принял Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-П, в котором признал, что до принятия
Налогового кодекса юридическое содержание конституционного понятия "общие принципы
налогообложения и сборы" определяет Закон Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в том
числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, который
запрещает органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и
обязательные отчисления, не предусмотренные данным Законом.
В названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации к общим
принципам налогообложения и сборов отнесено установление исчерпывающего перечня
региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению
дополнительных налогов и налоговых платежей.
Конституционный Суд в своем Определении от 05.02.1998 N 22-О указал на то, что
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. N 5-П в
полной мере распространяется на порядок установления местных налогов.
Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, решения субъектов Российской Федерации
о введении на подведомственной им территории дополнительных отчислений с организаций -
застройщиков на строительство общегородских объектов инфраструктуры от общей стоимости
зданий и сооружений и возложение на организации обязанности по уплате таких отчислений,
обладающих характеристиками сбора, не предусмотренного ст.ст.19-21 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не соответствуют
действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
17.03.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики А.И.ИВАНЕЕВ
|