Вопрос: 1. Организация закупает сельскохозяйственное сырье оптовыми партиями и реализует
продукцию, являющуюся результатом переработки сельскохозяйственного сырья на
производственной базе других предприятий согласно договорам на переработку давальческого
сырья. Как правильно классифицировать для целей налогообложения деятельность организации -
как торговую или как производственную? Что в этом случае будет являться базой обложения
по налогу на пользователей автодорог?
2. Согласно разъяснениям Департамента налоговой политики Минфина России от 07.07.1999
N 04-05-11/61 у образовательных учреждений выручка, полученная от реализации продукции,
работ, услуг, в том числе образовательных, должны включаться в объект обложения налогом
на пользователей автодорог. Однако судебная арбитражная практика по вопросу
налогообложения организаций образования налогом на пользователей автодорог складывается
неоднозначно. Имеются абсолютно противоположные решения по делам с фактически одинаковыми
обстоятельствами. В большинстве случае арбитражные суды выносят решения в пользу
плательщиков.
Аналогичная ситуация складывается по учреждениям культуры. Просьба разъяснить. Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13 июня 2000 г. N 04-05-11/53 В связи с Вашими запросами Департамент налоговой политики сообщает следующее. Вопрос о порядке обложения налогом на пользователей автомобильных дорог организаций,
передающих сырье (материалы) для переработки в готовую продукцию на давальческих основах
с целью последующей реализации, неоднократно рассматривался Минфином России и МНС России
и по нему было выработано согласованное решение о том, что для указанных организаций
объектом обложения данным налогом должна являться выручка от реализации указанной
продукции.
Данная позиция аргументировалась следующим. Согласно Закону Российской Федерации от 18
октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом внесенных в
него изменений и дополнений) объектом налогообложения является выручка, полученная от
реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами
товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой
деятельности.
Пунктом 24 Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке
исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" предусмотрено, что сумма
налога определяется на основании бухгалтерского учета и отчетности.
Основным условием признания для целей налогообложения торговой деятельности
организации является продажа невидоизмененных товаров, учитываемых в соответствии с
правилами ведения бухгалтерского учета на счете 41 "Товары".
При соблюдении указанных условий организация вправе производить исчисление сумм налога,
принимая в качестве объекта обложения сумму разницы между продажной и покупной ценами
товаров.
Однако если организацией передается сырье (материалы) для переработки в готовую
продукцию на давальческих основах с целью последующей реализации, то указанное условие
нарушается, поскольку ранее приобретенное организацией сырье (материалы) в процессе
переработки преобразуется в новый продукт, меняющий свои первоначальные технические,
качественные и иные характеристики, который учитывается в бухгалтерском учете на счете 40
"Готовая продукция".
В соответствии с вышеназванной нормой Закона для организаций, реализующих продукцию (а
не товар), объектом обложения является выручка от ее реализации, а деятельность таких
организаций для целей исчисления налога на пользователей автомобильных дорог
приравнивается к производственной.
В настоящее время мнения Минфина России и МНС России по данному вопросу не изменились. Что касается вопроса о порядке обложения налогом на пользователей автомобильных дорог
организаций образования, то Департамент подтверждает свою позицию, высказанную в Письме
от 07.07.1999 N 04-05-11/61.
Кроме того, Департамент считает, что организации культуры также должны подлежать
налогообложению в общеустановленном порядке, т.е. с выручки, получаемой ими от оказания
платных услуг.
13.06.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики А.И.САЛИНА
|