Вопрос: 1. Просим разъяснить, как изменится порядок применения ставки НДС 0% при
реализации товаров на экспорт в связи с внесением Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-
ФЗ изменений в ст. 164 НК РФ.
Кроме того, вызывает опасения налогоплательщиков тот факт, что с 1 января 2006 г. для
подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при
реализации товаров на экспорт помимо документов, предусмотренных в настоящее время ст.
165 НК РФ для таких операций, в налоговые органы необходимо будет представлять также
документы, подтверждающие договорные обязательства с резидентом особой экономической зоны
(контракт, свидетельство о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны,
таможенную декларацию с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с
таможенным режимом свободной таможенной зоны).
2. Возможна ли отмена взимания таможенной пошлины и НДС с технологического
оборудования, ввозимого из-за рубежа и не производимого в России?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 5 октября 2005 г. N 03-04-08/276 Минфин России рассмотрел письмо по вопросам о возмещении налога на добавленную
стоимость в 2006 г. при экспорте товаров, а также об освобождении от налога на
добавленную стоимость и таможенных пошлин импортного технологического оборудования, не
производимого в Российской Федерации, и сообщает.
Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических
зонах в Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2006 г., в гл. 21 "Налог на
добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены
дополнения, предусматривающие применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в
отношении операций по реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной
таможенной зоны.
Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса с 1 января 2006 г. налогообложение налогом на
добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов будет производиться не только при
реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, но также при реализации
товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии
представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса. При этом
перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на
добавленную стоимость при экспорте товаров, предусмотренный ст. 165 Кодекса, дополнен
документами, которые необходимо представлять в налоговые органы в случае реализации
товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Указанные дополнения не изменили порядка применения ставки налога на добавленную
стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров на экспорт.
Что касается опасений налогоплательщиков по поводу того, что с 1 января 2006 г. для
подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при
реализации товаров на экспорт помимо документов, предусмотренных в настоящее время ст.
165 Кодекса для таких операций, в налоговые органы необходимо будет представлять также
документы, подтверждающие договорные обязательства с резидентом особой экономической зоны
(контракт, свидетельство о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны,
таможенную декларацию с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с
таможенным режимом свободной таможенной зоны), то такие опасения неоправданны, поскольку
в соответствии с нормами Таможенного кодекса Российской Федерации товары не могут быть
помещены одновременно под разные таможенные режимы.
Учитывая изложенное, при реализации товаров на экспорт представлять в налоговые органы
документы, предусмотренные для подтверждения правомерности применения нулевой ставки
налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, помещенных
под таможенный режим свободной таможенной зоны, не требуется.
В то же время в целях устранения неоднозначного толкования норм, предусматривающих
порядок применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении операций по
реализации товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта и свободной таможенной зоны,
Минфином России совместно с Минэкономразвития России подготовлен проект федерального
закона, уточняющий редакцию пп. 5 п. 1 ст. 165 Кодекса, предусматривающего перечень
документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения правомерности применения
нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров,
помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Что касается вопроса об освобождении от налога на добавленную стоимость импортного
технологического оборудования, не производимого в Российской Федерации, то принятие
положительного решения по данному вопросу создаст прецедент для постановки аналогичных
вопросов организациями, ввозящими на территорию Российской Федерации другие товары, не
производимые в Российской Федерации, что приведет к потерям доходов федерального бюджета.
В связи с этим, а также принимая во внимание, что в настоящее время основные направления
социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную
перспективу определяют в качестве главного направления развития налоговой реформы
создание равного режима налогообложения для всех субъектов экономической деятельности,
данное предложение не поддерживается.
По вопросу отмены таможенных пошлин по указанному оборудованию сообщаем, что такие
вопросы рассматривает Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и
таможенно-тарифной политике после представления заявителем необходимых обосновывающих и
расчетных материалов по каждому конкретному товару.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А.МОТОРИН 05.10.2005
|