Вопрос: ООО осуществляет поставки тракторов и запчастей, произведенных рядом заводов
Республики Беларусь, потребителям 13 субъектов России. Поставки осуществляются с помощью
как белорусских, так и российских перевозчиков.
ООО исчисляет НДС со стоимости ввезенных белорусских товаров как стоимость
приобретенных товаров плюс расходы по доставке товара, если тракторы и запасные части
доставляются с помощью белорусского перевозчика, и включает транспортные услуги в
заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и специальную декларацию по НДС при
ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь (п. 2 разд. 1 Положения о
взимании косвенных налогов).
Если же товар доставлен российской транспортно-экспедиционной фирмой, то НДС по
расходам доставки и экспедиции товаров ООО принимает к вычету в общей декларации по НДС.
При проведении камеральной проверки ИФНС потребовала внести изменения в специальную
налоговую декларацию по НДС за январь, февраль, март, апрель 2005 г. и включить в
налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость транспортных услуг по доставке
товара из Республики Беларусь, оказанных транспортно-экспедиционной российской
организацией.
В связи с вышеизложенным ООО просит разъяснить следующее. 1. Правомерны ли требования налоговых органов о включении в налоговую базу по НДС,
определяемую в отношении ввозимых с территории Республики Беларусь товаров, стоимости
транспортных услуг, если перевозчиком является российская организация?
2. Какую стоимость транспортных услуг следует включать в налогооблагаемую базу: с
учетом НДС, который указан российской транспортно-экспедиционной организацией в счетах-
фактурах, или без него? И в каком порядке подлежит возмещению НДС, уплаченный нами
российской транспортно-экспедиционной организации?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 сентября 2005 г. N 03-04-08/245 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам
применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию
Российской Федерации с территории Республики Беларусь, и сообщает следующее.
Как правомерно указано в письме, согласно п. 2 разд. 1 "Порядок применения косвенных
налогов при импорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме
контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах
взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг от 15.09.2004 (далее - Соглашение), ратифицированного Федеральным законом от 28.12.
2004 N 181-ФЗ, налоговая база по налогу на добавленную стоимость в отношении товаров,
ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь,
определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных
товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров. При этом при
определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки включаются расходы (если такие
расходы не были включены в цену сделки) по доставке товаров, в том числе расходы на
транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров,
независимо от национальной принадлежности организаций (индивидуальных предпринимателей),
осуществляющих указанные работы (услуги).
Таким образом, при транспортировке товаров с территории Республики Беларусь на
территорию Российской Федерации собственными силами российских организаций - покупателей
товаров или с привлечением сторонних российских или белорусских перевозчиков расходы по
транспортировке ввозимых товаров включаются покупателями в налоговую базу по налогу на
добавленную стоимость. При этом определение суммы расходов на транспортировку таких
товаров, включаемых в налоговую базу, производится на основании документов,
подтверждающих осуществление указанных расходов.
Следует отметить, что нормами Соглашения и Положения включение в стоимость товаров,
ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, сумм
налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам за услуги по транспортировке
таких товаров, не предусмотрено. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость,
уплаченные российским организациям за услуги по перевозке вышеуказанных товаров, в целях
исключения двойного налогообложения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость
не включаются. Указанные суммы налога на добавленную стоимость подлежат возмещению в
соответствии с положениями ст. ст. 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, требования налоговых органов о включении в налоговую базу по
налогу на добавленную стоимость, определяемую в отношении товаров, ввозимых на территорию
Российской Федерации с территории Республики Беларусь, расходов на транспортировку
указанных товаров, в случае перевозки данных товаров российскими организациями, и
отражении указанных расходов в заявлении о ввозе товаров и уплате налогов и декларации по
косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на
территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь правомерны и не
противоречат нормам действующего законодательства о налогах и сборах.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 20.09.2005
|