Вопрос: В соответствии с договором, заключенным нашей организацией с белорусской
организацией, не зарегистрированной и не имеющей представительства на территории
Российской Федерации, белорусская организация выполняет для нас работы по разработке
программного обеспечения.
Согласно ст. 27 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.
1999 "О создании Союзного государства" (Договор ратифицирован Федеральным законом от 02.
01.2000 N 25-ФЗ) в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не
зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории.
Статьей 7 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если международным договором
Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов,
установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в
соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются
правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации
Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве" во взаимоотношениях
Российской Федерации и Республики Беларусь сохраняется принцип взимания косвенных налогов
по принципу "страна происхождения", тогда как в торговых отношениях с другими
государствами - участниками СНГ с 1 июля 2001 г. Российская Федерация перешла на взимание
косвенных налогов по принципу "страна назначения" (за исключением взимания налогов при
реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа).
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что после 1 июля 2001 г. в торговых отношениях
Российской федерации с Республикой Беларусь сохраняется ранее действующий порядок
взимания косвенных налогов по принципу "страна происхождения", предусматривающий
реализацию хозяйствующим субъектам Республики Беларусь товаров (работ, услуг) с учетом
налога на добавленную стоимость и возмещение сумм этого налога, уплаченных хозяйствующим
субъектам Республики Беларусь при приобретении товаров (работ, услуг), независимо от
места их реализации.
Просим Вас разъяснить, правильно ли мы понимаем порядок исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость в данной ситуации.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 апреля 2005 г. N 03-04-08/99 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо о применении
налога на добавленную стоимость после 1 июля 2001 г. в отношении работ (услуг),
приобретаемых российскими организациями у хозяйствующих субъектов Республики Беларусь,
сообщает следующее.
Как правомерно указано в письме, согласно положениям Договора между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 08.12.1999 на
территории Союзного государства действуют единые принципы взимания налогов.
До 1 января 2005 г. взимание косвенных налогов в торговле между Российской Федерацией
и Республикой Беларусь осуществлялось в соответствии с принципом "страны происхождения",
что не противоречило упомянутому в письме Договору о создании Союзного государства. При
этом реализация указанного принципа на территории Союзного государства обеспечивалась
соответствующими нормами национальных законодательств о налогах и сборах Российской
Федерации и Республики Беларусь.
Так, на территории Российской Федерации налогообложение налогом на добавленную
стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг) во взаимной торговле между
хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь регулировалось
нормами гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) и ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", вступившими в
силу с 1 января 2001 г. Согласно нормам данных законодательных актов возмещение из
российского бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных белорусским
хозяйствующим субъектам, предусматривалось только по товарам. Возмещение из российского
бюджета сумм этого налога, уплаченных белорусским хозяйствующим субъектам при
приобретении работ и услуг, не предусматривалось.
С 1 января 2005 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при
экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004, согласно
которому порядок взимания налога на добавленную стоимость при выполнении работ и оказании
услуг устанавливается отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого
протокола в отношении операций по выполнению работ и оказанию услуг действуют нормы
национальных законодательств государств - участников Соглашения.
Поскольку до настоящего времени указанный протокол не вступил в силу, при определении
порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) на территории
Российской Федерации следует руководствоваться нормами гл. 21 Кодекса, которыми
возмещение из российского бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных
белорусским хозяйствующим субъектам при приобретении работ (услуг), не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 19.04.2005
|