Вопрос: ОАО просит ответить на следующие вопросы. 1. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе проверять
правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20 процентов в сторону
повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по
идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода
времени. Какой период времени считается непродолжительным? Если периодом считается месяц,
то сравниваются цены реализации внутри календарного месяца (например, января) или просто
цены реализации продукции, отгруженной в течение 30 дней (например, 25 января и 25
февраля)?
2. Согласно п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара,
работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на
товары, работы или услуги.
Просим перечислить официальные источники информации, в том числе для товаров,
являющихся предметом мировой биржевой торговли, вывозимых с таможенной территории РФ.
3. Какие документы должны быть представлены для обоснования скидок, перечисленных в п.
3 ст. 40 НК РФ?
4. Согласно п. 10 ст. 40 Налогового кодекса РФ при отсутствии на соответствующем рынке
товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или
из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при
невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности
информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены
последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых
продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги
реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации
(перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при
перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца
товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров,
работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при
отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных
покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или
услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для
данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые
и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или
услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и
иные подобные затраты.
Какими документами подтверждается отсутствие либо недоступность информационных
источников для определения рыночной цены и невозможность использования метода цены
последующей реализации?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 18 июля 2005 г. N 03-02-07/1-190 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос и сообщает
следующее.
1. На основании пп. 4 п. 2 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам при
отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от
уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам,
услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Для целей ст. 40 Кодекса
непродолжительным периодом времени может быть признан период времени, определенный на
основе исследования конкретных обстоятельств экономической деятельности налогоплательщика,
повлекших отклонение применяемых налогоплательщиками цен, учета особенности реализации
товаров, выполнения работ, оказания услуг и специфики таких товаров, работ, услуг. Так,
например, колебаниями рыночных цен может быть обосновано отклонение более чем на 20
процентов примененных налогоплательщиками цен идентичных (однородных) товаров в пределах
месячного срока (30 дней).
2. В соответствии с п. 11 ст. 40 Кодекса при определении и признании рыночной цены
товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах
на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Полагаем, что при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах,
опубликованная в официальных изданиях уполномоченных органов, в частности, органов,
уполномоченных в области статистики, ценообразования, таможенных органов.
При определении рыночных цен товаров, являющихся предметом мировой биржевой торговли,
вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, могут быть использованы источники
информации о биржевых котировочных ценах, в том числе использованные таможенными органами
при определении таможенной стоимости таких товаров, опубликованные в сборнике "Таможенная
статистика внешней торговли Российской Федерации".
3. В соответствии с п. 3 ст. 40 Кодекса при определении рыночной цены учитываются
обычные для заключения сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.
Организация вправе предъявить любой документ, обосновывающий применение обычных скидок
при определении рыночной цены товара, работы или услуги.
4. В силу п. 1 ст. 40 Кодекса для целей налогообложения принимается цена товаров,
работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается,
что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Затратный метод определения рыночной цены применяется при невозможности использования
метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров,
работ или услуг, в последующем реализованных покупателем).
Налогоплательщик вправе предъявить налоговому органу любые документы для подтверждения
соответствия цен товаров (работ, услуг), примененных в сделках, уровню рыночных цен, а
также обосновать невозможность применения метода последующей реализации.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 18.07.2005
|