Вопрос: ЗАО является управляющей компанией четырех российских заводов и осуществляет
продажу на экспорт в Республику Беларусь их продукции на основании агентских
(комиссионных) договоров. Собственниками (экспортерами) товаров являются заводы,
продавцом по внешнеэкономическим контрактам - ЗАО. После заключения Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ,
оказании услуг" (далее - Соглашение) и издании Минфином России Приказа от 20.01.2005 N 3н
"О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе
товаров и уплате косвенных налогов" ЗАО применяется следующий порядок оформления
внешнеэкономических операций.
В налоговую инспекцию по месту своей постановки на учет для проставления отметок на
счетах-фактурах обращается собственник товаров, то есть завод. Заводом же представляются
в налоговый орган заявление произвольной формы о проставлении отметок на счетах-фактурах
и сами счета-фактуры, составленные российским продавцом товаров для белорусских
покупателей. Российским продавцом является ЗАО. При этом завод указывается в счетах-
фактурах как грузоотправитель. В заявлении о ввозе товаров, составленном по форме,
согласованной налоговыми органами РФ и Беларуси, составленном белорусским покупателем для
получения отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (п.6 Приложения к
Соглашению), ЗАО должно быть указано как поставщик товаров. Если по условиям контракта
цена согласована без учета транспортных расходов, то в цену услуги по перевозке
включается НДС (до появления соответствующего межправительственного протокола - ст.5
Соглашения), и эти суммы НДС должны быть оплачены белорусским покупателем.
Просим разъяснить, соответствует ли законодательству приведенный порядок. Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 10 марта 2005 г. N 03-04-08/43 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке
проставления налоговыми органами отметок на российских счетах-фактурах по товарам,
реализуемым на территорию Республики Беларусь через комиссионера (агента), и сообщает
следующее.
Порядок проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах (далее - Порядок)
утвержден Приказом Минфина России от 20.01.2001 N 3н, зарегистрированным в Минюсте России
01.03.2005 (регистрационный номер 6363).
Как правомерно указано в письме, согласно п.2 Порядка налогоплательщик, являющийся
собственником товара, реализуемого на территорию Республики Беларусь, обращается в
налоговый орган по месту учета для проставления отметок на счетах-фактурах, составленных
российскими продавцами для белорусских покупателей. При этом собственник товара
представляет в налоговый орган заявление произвольной формы о проставлении отметок на
счетах-фактурах и счета-фактуры, составленные российскими продавцами товаров для
белорусских покупателей.
Из положений указанного п.2 Порядка следует, что если реализация товаров в Республику
Беларусь осуществляется через комиссионера (агента, поверенного), то собственник товаров,
который в данном случае не является продавцом товаров для белорусского покупателя,
регистрирует в налоговом органе по месту учета счета-фактуры, составленные российскими
продавцами (комиссионерами, агентами, поверенными).
Таким образом, в случае реализации товаров российскими налогоплательщиками -
собственниками товаров через комиссионеров (агентов, поверенных), выступающих в качестве
продавцов товаров для белорусских покупателей, проставление отметок на счетах-фактурах,
составленных указанными продавцами, осуществляется налоговыми органами по месту
постановки на учет собственников реализуемых товаров. При этом собственники товаров
указываются в таких счетах-фактурах как грузоотправители.
Учитывая, что при реализации товаров белорусским покупателям через посредников
продавцами товаров выступают комиссионеры (агенты, поверенные), то в заявлениях
белорусских покупателей на ввоз товаров на территорию Республики Беларусь в качестве
продавцов указываются именно эти организации.
Что касается упомянутых в письме услуг по транспортировке товаров, реализуемых в
Республику Беларусь, то согласно ст.5 Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания
косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг"
порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг устанавливается
отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого протокола в отношении
операций по выполнению работ, оказанию услуг действуют нормы национальных законодательств
государств - участников Соглашения. Поэтому работы (услуги) по транспортировке товаров,
вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь,
выполняемые (оказываемые) российскими организациями, подлежат налогообложению налогом на
добавленную стоимость на территории Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, порядок оформления документов при экспорте товаров в Республику
Беларусь, изложенный в письме, является правомерным.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 10.03.2005
|