Вопрос: ОАО просит разъяснить, в каком размере должна уплачиваться государственная
пошлина за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды
земельного участка, заключенного в связи с изменением назначения использования указанного
земельного участка: не для строительства, а для эксплуатации построенной АЗС.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13 июня 2006 г. N 03-06-03-04/63 В связи с письмом по вопросу размера государственной пошлины за государственную
регистрацию дополнительных соглашений к договорам аренды земельного участка, связанных с
изменением назначения использования переданных в аренду земельных участков, Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 4
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих
прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в
Едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию
прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон,
если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Внесение в Единый государственный реестр прав записей при изменении, прекращении и
расторжении договора аренды осуществляется в порядке, установленном Правилами ведения
Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -
Правила ведения ЕГРП), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 67 Правил ведения ЕГРП лист записи об изменениях используется для
внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой
существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким
сведениям, в частности, относятся: смена фамилии, имени, отчества, места жительства
физического лица, наименование юридического лица или его юридического адреса, уточнение
площади объекта, изменения при незначительной реконструкции объекта и т.п. Данный
перечень является открытым.
Следовательно, дополнительное соглашение об изменении назначения использования
земельного участка, переданного в аренду, является неотъемлемой частью договора аренды,
изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но не влечет
изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.
В настоящее время правовой основой регулирования правоотношений, связанных с уплатой
государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе связанных
с регистрацией прав на недвижимое имущество, ограничений (обременений) прав, их
возникновением, переходом и прекращением, является Налоговый кодекс Российской Федерации
(далее - Кодекс).
Согласно пп. 21 п. 1 ст. 333.33 Кодекса за внесение изменений в записи Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением
юридически значимых действий, предусмотренных пп. 25 настоящего пункта, государственная
пошлина уплачивается организациями в размере 300 руб., гражданами в размере 100 руб.
Учитывая нормы Правил ведения ЕГРП, касающиеся внесения изменений в зарегистрированный
договор аренды недвижимого имущества, и Кодекса, за государственную регистрацию
дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, предусматривающего
изменение назначения использования переданного в аренду земельного участка, должна
уплачиваться государственная пошлина в размерах, определенных пп. 21 п. 1 ст. 333.33
Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 13.06.2006
|