Вопрос: В 1992 г. фабрика приватизировала производственные здания, помещения, сооружения.
Поскольку по действовавшему ранее законодательству РФ объекты соцкультбыта
приватизировать было нельзя, то имеющиеся помещения соцкультбыта - столовая и здравпункт -
не приватизировались, но по договору были переданы в полное хозяйственное ведение
фабрики и на этом основании учитывались в качестве основных средств и амортизировались.
В августе 2005 г. фабрике было разрешено воспользоваться преимущественным правом
выкупа объектов (столовой и здравпункта) в связи с тем, что данные объекты ошибочно не
вошли в план приватизации. Фабрика воспользовалась данным правом и на основании
заключенного договора купли-продажи произвела оплату данных объектов - столовой и
здравпункта. Таким образом, в настоящее время данные помещения являются собственностью
фабрики.
Принимая во внимание вышеизложенное, правомерно ли включать в 2005 г. в состав
расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, сумму амортизации помещений столовой и
здравпункта?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/127 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
налогового учета приватизированных в 2005 г. помещений столовой и здравпункта и сообщает
следующее.
Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество,
результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности,
которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено
гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается
путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком
полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
Как следует из письма, в период до августа 2005 г. помещения столовой и здравпункта не
находились в собственности организации, что не позволяло организации данные основные
средства относить к амортизируемому имуществу. Таким образом, вышеназванные объекты
основных средств в период до августа 2005 г. амортизировались в налоговом учете
неправомерно.
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в
соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав
соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта
подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 8 ст. 258 Кодекса).
Первоначальная стоимость основного средства, в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса,
определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство
получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество
в соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до
состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов,
подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.
Согласно пп. 48 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и
(или) реализацией, относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов
общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной
амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление,
водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи).
Таким образом, налогоплательщик, амортизируя помещение столовой, суммы начисленной
амортизации включает в состав прочих расходов, связанных с производством и (или)
реализацией.
Что касается вопроса о включении в состав расходов, учитываемых при налогообложении
прибыли, амортизации помещения здравпункта, то сообщаем, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 264
Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся
расходы на содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на
территории организации.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 20.02.2006
|