Вопрос: С 2005 г. ГУП является плательщиком единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). 1. Вправе ли ГУП к имуществу, полученному в хозяйственное ведение (в том числе
амортизируемому), применять положения ст. 346.5 НК РФ?
2. Вправе ли ГУП применить норму п. 4 ст. 346.5 НК РФ к объектам благоустройства
(дороги, тротуары, памятники и т.д.), находящимся на балансе ГУП и приобретенным им?
3. ГУП имеет имущество, полученное по договору лизинга. По некоторым объектам
продолжают уплачиваться лизинговые платежи. Часть объектов числится на балансе ГУП, а
часть на балансе лизингодателя. Две единицы сельскохозяйственного автотранспорта получены
до перехода на уплату ЕСХН, а две единицы после перехода. Все объекты получены и введены
в эксплуатацию.
А. В какой период имущество, полученное по лизингу до перехода на ЕСХН, подлежит
включению в состав расходов (на дату перехода на ЕСХН объекты уже имеют остаточную
стоимость)?
Б. Имеет ли значение для формирования расходов, где учитывается лизинговое имущество,
полученное до перевода на ЕСХН, - на балансе лизингодателя или лизингополучателя?
В. В какой период имущество, полученное по лизингу после перехода на ЕСХН, подлежит
включению в состав расходов?
Имеет ли значение для формирования состава расходов, на чьем балансе учитывается в
данной ситуации имущество (лизингодателя или лизингополучателя)?
4. В 2005 г. по распоряжению собственника имущества часть имущества ГУП (в том числе
амортизируемого) передана от него другому унитарному предприятию в хозяйственное ведение.
Вправе ли ГУП при формировании расходов применить норму ст. 346.5 (в том числе п. 4) НК
РФ?
5. Получат ли плательщики ЕСХН по примеру налогоплательщиков, применяющих УСН,
возможность включать в расходы затраты на строительство и реконструкцию объектов основных
средств?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 января 2006 г. N 03-11-04/1/3 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее. По первому вопросу. Согласно пп. 2 п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) расходы на оплату стоимости основных средств, приобретенных до
перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, принимаются в размере их
остаточной стоимости на дату перехода.
При определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу указанные
расходы учитываются не единовременно, а в течение определенного периода времени: от
одного года по основным средствам со сроком полезного использования до трех лет
включительно до десяти лет по основным средствам со сроком полезного использования свыше
15 лет.
Срок полезного использования устанавливается налогоплательщиками единого
сельскохозяйственного налога в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых
в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
от 01.01.2002 N 1.
В случае реализации (передачи) указанных основных средств до истечения трех лет с
момента их приобретения (по основным средствам со сроком полезного использования свыше 15
лет - до истечения 10 лет) налогоплательщики обязаны пересчитать налоговую базу за весь
период с момента приобретения до момента реализации (передачи) с учетом положений гл. 25
Кодекса.
Следовательно, при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу
учитывается остаточная стоимость основных средств, приобретенных до перехода на уплату
указанного налога, определенная в соответствии с положениями ст. 257 Кодекса.
Согласно ст. 257 Кодекса остаточная стоимость основных средств определяется только по
амортизируемым основным средствам, в состав которых у унитарных предприятий включается
имущество, полученное ими от собственника в оперативное управление или хозяйственное
ведение (п. 1 ст. 256 Кодекса).
Следовательно, ГУП может учитывать расходы в виде стоимости основных средств,
полученных от собственника как до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога,
так и в ходе применения специального режима налогообложения.
По второму вопросу. Расходы, осуществленные налогоплательщиками единого
сельскохозяйственного налога, должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252
Кодекса (п. 3 ст. 346.5 Кодекса). Одним из таких критериев является требование о том, что
расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
Поэтому расходы на приобретение и содержание объектов благоустройства (дороги,
тротуары, цветники, памятники и т.д.) при определении налоговой базы по единому
сельскохозяйственному налогу учитываться не могут.
По третьему вопросу. Согласно п. 8 ст. 346.5 Кодекса налогоплательщики единого
сельскохозяйственного налога учет показателей, необходимых для исчисления налоговой базы,
осуществляют на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл. 26.1 Кодекса.
В соответствии с п. 8 Указаний об отражении и бухгалтерском учете операций по договору
лизинга, утвержденных Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 "Об отражении в
бухгалтерском учете операций по договору лизинга", при учете стоимости лизингового
имущества на балансе лизингополучателя затраты на его приобретение учитываются
лизингополучателем по дебету счета 01 "Основные средства", субсчет "Арендованное
имущество". Начисление амортизации также осуществляется лизингополучателем.
В связи с этим при получении лизингового имущества лизингополучателем с отражением его
в бухгалтерском учете в составе основных средств до перехода на уплату единого
сельскохозяйственного налога остаточная стоимость этого имущества учитывается при
налогообложении в порядке, установленном п. 4 ст. 346.5 Кодекса.
При получении указанного имущества после перехода на уплату единого
сельскохозяйственного налога в состав расходов при налогообложении включаются сумма
лизинговых платежей и выкупная стоимость этого имущества.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 346.5 Кодекса налогоплательщики, уплачивающие единый
сельскохозяйственный налог, могут учитывать при налогообложении расходы в виде лизинговых
платежей за принятое в лизинг имущество.
Поэтому организация может учитывать при определении налоговой базы по единому
сельскохозяйственному налогу сумму лизинговых платежей в отчетных периодах их фактической
уплаты лизингодателю по имуществу, полученному в лизинг после перехода на уплату
указанного налога. При этом не имеет значения, у кого находится на балансе это имущество:
у лизингодателя или у лизингополучателя.
Если имущество передано на баланс лизингополучателю, то в состав расходов включается
также выкупная стоимость имущества в отчетном периоде ее уплаты лизингодателю.
По четвертому вопросу. И соответствии с п. 3 ст. 346.5 и п. 1 ст. 252 Кодекса при
определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу учитываются расходы,
связанные с получением доходов.
Поэтому при передаче по решению собственника одним унитарным предприятием другому
унитарному предприятию основных средств, приобретенных до перехода на уплату единого
сельскохозяйственного налога, осуществленной в период уплаты указанного налога, второе
предприятие может учесть стоимость основных средств, за исключением стоимости, ранее
учтенной первым предприятием в расходах.
Если передаются основные средства, приобретенные после перехода на уплату единого
сельскохозяйственного налога и учтенные при налогообложении, то передающая организация
обязана пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами.
По пятому вопросу. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона, предусматривающий
внесение изменений и дополнений в гл. 26.1 Кодекса, в том числе разрешающих учитывать в
составе расходов затраты по строительству объектов основных средств.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 25.01.2006
|