Вопрос: ОАО просит дать разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах по
вопросу, возникающему у дочерних обществ (вкладчиков фонда) в связи с планируемым
заключением договоров негосударственного пенсионного обеспечения. Условия договора
предусматривают, что пенсионный фонд производит удержание 3% (трех процентов) от суммы
каждого перечисленного вкладчиком пенсионного взноса на формирование имущества,
предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных
расходов фонда, т.е. покрываются расходы на собственную деятельность фонда по
негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 17 Федерального закона
"О негосударственных пенсионных фондах". Данные денежные средства не распределяются
пенсионным фондом на именные счета участников.
У дочерних компаний ОАО (вкладчиков) возникает неопределенность в квалификации для
целей налогообложения данных платежей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах"
пенсионным взносом признаются денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу
участника в соответствии с условиями пенсионного договора. В соответствии с действующей
редакцией ст. 255 НК РФ расходом на оплату труда признаются начисления работникам, в том
числе в форме взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного
обеспечения, заключенным в пользу работников, при условии, что применяется пенсионная
схема, предусматривающая учет пенсионных взносов на именных счетах участников
негосударственных пенсионных фондов.
Ранее Минфин России высказывал мнение, что в целях налогообложения прибыли при
определении размера совокупной суммы платежей работодателей по договорам пенсионного
страхования учитывается вся сумма взноса, несмотря на то что до 3% взносов
негосударственным пенсионным фондом может направляться на обеспечение уставной
деятельности фонда. Причем данное положение применялось как при учете взносов на
солидарных пенсионных счетах, так и при учете пенсионных взносов на именных счетах
участников.
Таким образом, правомерно ли признание вкладчиком удержанных пенсионным фондом 3% от
пенсионного взноса расходом по налогу на прибыль?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 января 2006 г. N 03-03-04/1/46 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает
следующее.
Пунктом 7 ст. 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 204-ФЗ (далее - Закон) внесены изменения в
п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым
суммы платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного
обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами,
имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на
ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации, относятся к расходам
на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии
применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах
участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного
страхования при достижении участником и (или) застрахованным лицом пенсионных оснований,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление
пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение
периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного
обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете
участника, но в течение не менее чем пяти лет, а договоры добровольного пенсионного
страхования - выплату пенсий пожизненно.
На основании п. 1 ст. 3 Закона указанные положения вступают в силу по истечении одного
месяца со дня официального опубликования закона и распространяются на правоотношения,
возникшие с 1 января 2005 г.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 07.05.1998 75-ФЗ "О негосударственных
пенсионных фондах (далее - Закон) имущество, предназначенное для обеспечения уставной
деятельности фонда, образуется за счет в том числе части сумм пенсионных взносов, если
право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества,
предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных
расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный
размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса.
Согласно ст. 255 Кодекса совокупная сумма платежей (взносов) работодателей,
выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного
пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников,
учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы
расходов на оплату труда.
Таким образом, при определении указанной совокупной суммы взносов работодателя,
выплачиваемой по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, организация
учитывает всю сумму взноса, рассчитанную в соответствии с п. 16 ст. 255 Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 19.01.2006
|