Вопрос: ЗАО является ведущим российским производителем бытовой техники. С целью
стимулирования продаж бытовой техники компания планирует в 2006 г. выплачивать премии
своим клиентам за выполнение ими определенных условий договоров поставок без изменений
цен единицы товара.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в
ст. 265 Налогового кодекса РФ, с 2006 г. премии, выплачиваемые продавцом покупателю
вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок,
относятся к внереализационным расходам.
В Письме Минфина России от 15.09.2005 N 03-03-04/1/190 уже рассматривался вопрос
относительно последних изменений в НК РФ, в том числе говорилось о необходимости
применения положений ст. 40 НК РФ только в случае, когда скидки не предоставляются
отдельно, а снижают цену товара.
В случае когда премии выплачиваются отдельно и в результате цена на единицу товара не
меняется, должна ли организация учитывать положения ст. 40 НК РФ применительно к
выплачиваемым премиям? А именно учитываются ли и если да, то каким образом премии при
определении фактических цен товаров?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 26 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/445 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
применения в целях налогообложения прибыли ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации
в случае предоставления скидок без изменения цены товара и сообщает следующее.
В том случае, если продавец предоставляет скидку или премию покупателю без изменения
цены единицы товара, организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности
покупателя по договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной
обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента
от общей суммы проданных покупателю товаров.
Такая скидка на основании ст. ст. 572 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации
должна рассматриваться в качестве освобождения от имущественной обязанности перед
продавцом, что является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена
покупателем. Премию, выплаченную продавцом покупателю за достижение определенных
обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также следует рассматривать как
безвозмездно переданное имущество. В таком случае в соответствии с п. 16 ст. 270
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма скидки или премии не может
быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом п. 17 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторое другие законодательные
акты Российской Федерации о налогах и сборах" определяет, что с 1 января 2006 г. к
внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной
(предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий
договора, в частности объема покупок.
Таким образом, с 1 января 2006 г. налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий
(предоставляющей) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий
договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в
составе внереализационных расходов.
При этом, ввиду того что в результате предоставления такой скидки цена на единицу
товара не изменяется, ст. 40 Кодекса применяется к цене товара, которая установлена
договором купли-продажи, без учета предоставленной скидки в виде прощения части
задолженности покупателя по оплате приобретенного имущества.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 26.12.2005
|