Вопрос: ООО приобрело в 2004 г. объекты недвижимого имущества, расположенные в г.
Протвино Московской области. Ранее указанные объекты недвижимого имущества находились в
федеральной собственности. После возникновения права собственности на объекты
недвижимости ООО обратилось в Администрацию г. Протвино с просьбой о предоставлении в
аренду земельных участков.
Для оформления арендных отношений были выполнены необходимые работы по кадастровой
съемке и формированию землеустроительных дел. После завершения указанных работ глава г.
Протвино издал постановления о предоставлении в аренду ООО земельных участков, где
устанавливались сроки аренды с момента возникновения у общества права собственности на
объекты недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" использование земли в РФ является
платным. Арендаторы земельных участков не облагаются ежегодным земельным налогом, так как
за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Таким образом, поскольку ООО
было признано арендатором, оно не должно было представлять в налоговый орган декларацию
по земельному налогу и уплачивать земельный налог.
Однако указанные выше постановления о предоставлении земельных участков в аренду были
отменены главой города в октябре 2005 г.
Просим дать разъяснения, должно ли ООО производить оплату земельного налога при
отсутствии правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые объектами
недвижимого имущества, ранее находившимися в федеральной собственности.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 декабря 2005 г. N 03-06-02-04/107 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу уплаты земельного
налога сообщает следующее.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за
землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли,
землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным
налогом.
Согласно п. 1 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи
здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права
собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка,
которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Как следует из представленных материалов, договор аренды земельных участков между ООО
и Администрацией г. Протвино не был заключен, в связи с тем что постановления главы г.
Протвино о передаче в аренду земельных участков, на которых расположены объекты
недвижимости, принадлежащие ООО, изданы без учета положения Постановления Правительства
Московской области от 02.04.2003 N 163/11.
Принимая во внимание судебную практику по вопросам, связанным с уплатой земельного
налога в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю", согласно которой
отсутствие документа о праве пользования землей не может служить основанием для
освобождения от уплаты налога на землю (Постановления Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 09.01.2002 N 7486/01 и от 14.10.2003 N 7644/03), полагаем,
что ООО является налогоплательщиком земельного налога в отношении земельных участков, на
которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему и ранее находившиеся
в федеральной собственности.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с Правилами распоряжения земельными
участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной
собственности на землю, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации
от 07.08.2002 N 576, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в
федеральной собственности, решение о приватизации земельных участков, на которых
расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и
юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской
Федерации (его территориальными органами).
В настоящее время на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению
федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 27.11.2004 N 691, правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных
отношений осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 14.12.2005
|