Вопрос: Просим дать разъяснения по вопросам, связанным с применением отдельных положений
гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ.
ЗАО необходимо произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения к
договору аренды земельного участка, заключенному на срок более одного года (договор
аренды зарегистрирован в установленном законом порядке). В дополнительном соглашении
уточняется только разрешенное использование земельного участка. При регистрации
дополнительного соглашения возникает вопрос, в каком размере в соответствии с Налоговым
кодексом РФ должна быть уплачена государственная пошлина.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса за государственную регистрацию прав,
ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении
недвижимого имущества государственная пошлина подлежит уплате организациями в размере
7500,00 руб. Подпункт 21 указанной статьи предусматривает уплату государственной пошлины
за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним в размере для организаций 300,00 руб.
Учитывая, что при регистрации дополнительного соглашения к договору аренды не
происходит ни регистрации права аренды (поскольку оно зарегистрировано ранее), ни
регистрации ограничения (обременения) права и тем более дополнительное соглашение к
договору аренды не является договором об отчуждении недвижимого имущества, считаем, что
размер государственной пошлины, установленный пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, в данном
случае неприменим.
Далее, в соответствии с п. 19 Инструкции о порядке государственной регистрации
договоров аренды недвижимого имущества при изменении договора аренды на основании
соглашения сторон договора заполняются лист подраздела III-4 Единого государственного
реестра прав, а также лист записи об изменениях (п. 67 Правил ведения ЕГРП, Приложение N
9 к Правилам ведения ЕГРП), располагаемый за листом записи подраздела III-1 Единого
государственного реестра прав, к которому эти изменения относятся.
В случае если условия соглашения об изменении договора аренды не приводят к изменению
записи соответствующего листа подраздела III-1 Единого государственного реестра прав, то
лист записи об изменениях к подразделу III-1 Единого государственного реестра прав не
заполняется.
Так как сведения о разрешенном использовании земельного участка не содержатся ни в
одном из разделов Единого государственного реестра прав, следовательно, при изменении
этого условия договора изменения записей не происходит. Таким образом, и государственная
пошлина, установленная пп. 21, также не подлежит уплате.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить, необходимо ли уплачивать государственную
пошлину при обращении за регистрацией дополнительного соглашения к договору аренды земли
и если да, то в каком размере.
Также просим разъяснить, в каком размере подлежит уплате государственная пошлина при
регистрации соглашения о расторжении договора аренды земли.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 7 октября 2005 г. N 03-06-03-04/98 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке
взимания государственной пошлины за государственную регистрацию договоров (соглашений)
или дополнительных соглашений к ранее зарегистрированным договорам и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается
соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских
прав и обязанностей.
Из этого следует, что соглашение лиц, направленное на изменение гражданских прав и
обязанностей по исполнению ранее заключенного договора, является сделкой между ними по
изменению данного договора.
В соответствии с п. 1 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об
изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из
закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Следовательно, если договор, предусматривающий совершение сделки с недвижимым
имуществом, подлежит обязательной государственной регистрации, то и соглашение о его
изменении, и расторжение договора должны быть зарегистрированы.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная
регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная регистрация
прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения
(обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 1 Закона ограничение (обременение) прав собственности либо иных вещных
прав на конкретный объект недвижимого имущества у правообладателя предусматривает понятие
"аренда".
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ за государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственную регистрацию
прав) взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.
Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрено взимание государственной пошлины
за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество с
юридических лиц в размере 7500 руб., с физических - 500 руб.
Таким образом, за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору
аренды земли, а также за государственную регистрацию расторжения данного договора должна
взиматься государственная пошлина в соответствующем размере, установленном пп. 20 п. 1 ст.
333.33 Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 07.10.2005
|