Вопрос: В соответствии с изменениями части второй Налогового кодекса Российской Федерации,
внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, с 01.01.2006 к внереализационным
расходам согласно пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ относятся расходы в виде премии (скидки),
выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных
условий договора, в частности объема покупок.
1. Положения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N
58-ФЗ) распространяются только на премии, выплачиваемые продавцом покупателю при
выполнении определенных условий договора, или в качестве внереализационного расхода
необходимо также отражать величину скидки в виде снижения цены товара, предоставленной
продавцом покупателю?
2. В случае если скидка в виде снижения цены товара является внереализационным
расходом продавца, возникает ли налогооблагаемый доход на сумму скидки у покупателя, в
том числе у покупателя-нерезидента? Должен ли в последнем случае (при предоставлении
скидки нерезиденту) продавец удержать налог на доходы с нерезидента?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/190 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
налогового учета в целях налогообложения прибыли скидок, предоставленных покупателям, в
налоговой базе продавца и покупателя и сообщает следующее.
При рассмотрении данного вопроса скидки следует разделить на две группы. Во-первых,
продавец может предоставить скидки путем пересмотра цены товара, отраженной в договоре
купли-продажи.
В таком случае следует учитывать, что ст. 424 Гражданского кодекса Российской
Федерации предусмотрена возможность изменения установленной соглашением сторон цены
договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором.
В частности, договором может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае
возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают
возникновение скидок.
В случае изменения цены единицы товара организация на основании соответствующих
изменений данных первичных документов по передаче товара вносит изменения в данные
налогового учета о стоимости проданных ценностей. Кроме того, в соответствии со ст. 54
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организация-продавец должна
внести исправления в данные налоговой декларации по налогу на прибыль организаций,
заполняемой в отношении тех периодов, в которые произошла реализация ценностей, так как в
этих периодах произошло искажение величины налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
При этом следует учитывать положения ст. 40 части первой Кодекса. Во-вторых, продавец может предоставить скидку или премию покупателю без изменения цены
единицы товара.
В таком случае организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности
покупателя по договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной
обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента
от общей суммы проданных покупателю товаров. Такая скидка, на основании ст. ст. 572 и 574
Гражданского кодекса Российской Федерации, должна рассматриваться в качестве освобождения
от имущественной обязанности перед продавцом, что является безвозмездной передачей той
части товара, которая не оплачена покупателем. Премию, выплаченную продавцом покупателю
за достижение определенных обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также
следует рассматривать как безвозмездно переданное имущество. В таком случае в
соответствии с п. 16 ст. 270 Кодекса сумма скидки или премии не может быть учтена в
уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом п. 17 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации о налогах и сборах" определяет, что с 1 января 2006 г. к
внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной
(предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий
договора, в частности объема покупок.
Таким образом, с 1 января 2006 г. налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий
(предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий
договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в
составе внереализационных расходов.
Что касается отражения в налоговой базе по налогу на прибыль покупателя скидки,
предоставленной ему путем пересмотра цены товара, сообщаем, что у данного
налогоплательщика, в том числе иностранной организации, налогооблагаемого дохода не
возникает.
В том случае, если вследствие выполнения определенных условий договора продавец
выплатит (предоставит) покупателю премию (скидку), для покупателя такая скидка будет
являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по
налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса. Данное положение
распространяется на вышеназванные премии (скидки), полученные покупателем как до 1 января
2006 г., так и после.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 15.09.2005
|