Вопрос: Я являюсь частнопрактикующим нотариусом, с целью осуществления профессиональной
деятельности мною были заключены договоры со сторонними организациями на предоставление
услуг, в частности:
1) договор оказания услуг по предоставлению работников (технического персонала) для
выполнения технической работы по составлению и подготовке проектов документов,
используемых в нотариальной деятельности. Преимущество данного договора в том, что во
исполнение условий по данному договору организация предоставляет персонал, имеющий навыки
работы в нотариальной деятельности, самостоятельно обустраивает своим работникам рабочие
места, а именно компьютерами, принтером, ксероксом и другим техническим инвентарем, а
также в полном объеме обеспечивает работников всеми необходимыми расходными материалами,
канцелярскими принадлежностями;
2) договор на оказание услуг по ведению учета доходов и расходов и хозяйственных
операций нотариуса. Целью данного договора является обеспечение полноты, непрерывности,
достоверности учета всех полученных доходов и отражения всех произведенных расходов и
хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов с последующим исчислением налогов.
Подлежат ли включению в состав расходов в целях исчисления НДФЛ затраты по данным
договорам?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 27 июля 2005 г. N 03-05-01-05/132 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета
расходов нотариуса при налогообложении получаемых от этой деятельности доходов налогом на
доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской
Федерации разъясняет.
Исчисление и уплату налога на доходы физических лиц частные нотариусы производят в
соответствии с гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом
особенностей, установленных ст. 227 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса при определении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст.
210 Кодекса частные нотариусы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов
в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов,
непосредственно связанных с извлечением дохода.
При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком
самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей
налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Минфином России и МНС России Приказом от 13.08.2002 N N 86н, БГ-3-04/430 утвержден
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных
предпринимателей, в разд. III которого определено, что в состав расходов, непосредственно
связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, входят:
1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) амортизационные отчисления; 4) прочие расходы. Согласно ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус,
занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, нанимать и увольнять работников и
распоряжаться поступившим доходом.
В соответствии с изложенным считаем, что обоснованные и документально подтвержденные
затраты частного нотариуса в виде расходов на оплату труда наемных работников для
выполнения технической работы, а также материальные затраты, необходимые для
осуществления деятельности частным нотариусом, являются расходами, непосредственно
связанными с получением от такой деятельности дохода.
Таким образом, частный нотариус имеет право на получение профессиональных налоговых
вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов,
непосредственно связанных с получением дохода от деятельности, осуществляемой им в
качестве частного нотариуса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 27.07.2005
|