Вопрос: В соответствии с условиями договора лизинга по окончании срока действия договора
лизинга при условии выплаты всех лизинговых платежей к лизингополучателю переходит право
собственности на предмет лизинга.
Также договором предусмотрена возможность досрочного выкупа имущества, переданного
лизингополучателю.
Имущество передано лизингополучателю по акту, составленному в произвольной форме и
являющемуся неотъемлемой частью договором лизинга.
Имущество учитывается на балансе лизингодателя на счете 03 "Доходные вложения в
материальные ценности".
По окончании срока действия договора лизинга или при досрочном выкупе имущества
необходимо ли лизингополучателю в целях обоснования принятия имущества к учету и
признания в целях налогообложения расходов на его содержание и эксплуатацию оформлять
документы, подтверждающие переход права собственности на это имущество?
Какие документы в данном случае будут являться достаточными для обоснования принятия
лизингополучателем имущества к учету и отнесения в последующем расходов на его содержание
и эксплуатацию в целях налогообложения?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 7 июля 2005 г. N 03-03-04/2/21 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
документального оформления перехода права собственности на объект лизинга к
лизингополучателю с целью возможности признания в целях налогообложения расходов на его
содержание и эксплуатацию и сообщает следующее.
Расходами на содержание и эксплуатацию основного средства могут быть расходы на его
ремонт, на приобретение электрической энергии, топлива, воды, расходных материалов и т.д.
Сообщаем, что для принятия этих расходов к уменьшению налоговой базы по налогу на
прибыль организаций лизинговое имущество не обязательно должно находиться в собственности
лизингополучателя.
Так, согласно ст. 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы
на ремонт основных средств, полученных в аренду, произведенные арендатором, если
договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов
арендодателем не предусмотрено, признаются прочими расходами арендатора.
Данное положение может применяться и в отношении лизингового имущества, полученного по
договору финансовой аренды (лизинга).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся расходы
налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на
технологические цели.
Таким образом, расходы на приобретение электрической энергии, топлива, воды,
необходимые для эксплуатации лизингового имущества, при условии его использования в
производственной деятельности, даже если это лизинговое имущество не находится в
собственности лизингополучателя, относятся к его материальным расходам.
Что касается вопроса документального подтверждения перехода права собственности на
лизинговое имущество к лизингополучателю, сообщаем, что согласно ст. 313 Кодекса,
основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль являются данные первичных
документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные
документы (включая справку бухгалтера).
Согласно положениям п. 1 ст. 11 Кодекса понятие "первичные учетные документы" следует
определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В соответствии со ст. 9 "Первичные учетные документы" Федерального закона от 21.11.
1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией,
должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными
документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы,
форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные
реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации,
от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители
хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц,
ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные
подписи указанных лиц.
Первичные учетные документы, составленные с учетом вышеизложенных требований, являются
подтверждающими документами для налогового учета прибыли организаций.
При этом ст. 313 Кодекса содержит норму, согласно которой налоговые и иные органы не
вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового
учета.
В особом порядке устанавливается право собственности на основные средства, права на
которые подлежат обязательной государственной регистрации. Права собственности на такие
основные средства возникают с момента их государственной регистрации.
Причем начислять амортизацию на основное средство, права на которое подлежат
обязательной государственной регистрации (если лизингополучатель не амортизировал его до
этого), возможно с момента документального подтверждения факта подачи документов на
государственную регистрацию прав на него.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 07.07.2005
|