Вопрос: ОАО располагается за пределами города в промышленной зоне, которую городской
транспорт в обычном режиме не обслуживает. Согласно п. 6.2.1 коллективного договора
работодатель (ОАО) обязуется обеспечить доставку работников к месту работы и обратно в
соответствии с режимом и графиком работ подразделений ОАО трамваями и специальными
маршрутами автобусов на основе договоров со специализированными организациями. Указанные
договоры заключаются. Соответствующие расходы учитываются в бухгалтерском учете на
балансовом счете 26 "Общехозяйственные расходы". Работники ОАО оплачивают свой проезд в
полной мере по общепринятым расценкам, а организации, оказывающие транспортные услуги по
перевозке работников, выставляют счет на оплату по стоимости, указанной в договоре, за
минусом выручки от проданных билетов. В случае перевозок автобусами работники не
пользуются общепринятыми льготами и оплата проезда обязательна для всех категорий
пассажиров. Находясь в городской зоне, указанные специальные маршруты являются
общественным транспортом.
ОАО не может отказаться от данных видов транспортных услуг, так как других способов
доставки работников в соответствии с режимом и графиком работ не существует (за
исключением личного транспорта), и считает, что экономическая целесообразность данного
вида расходов и, соответственно, включение их в прочие расходы по налогу на прибыль
очевидны, так как они являются производственной необходимостью.
Правомерно ли включать транспортные расходы по доставке работников в прочие расходы
для налогообложения по налогу на прибыль согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 5 июля 2005 г. N 03-03-04/1/54 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
правомерности включения транспортных расходов по доставке работников к месту работы и
обратно, осуществляемых сторонней организацией, в состав других расходов, связанных с
производством и реализацией, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 26 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются
расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования,
специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих
включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу
технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на
оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами)
и (или) коллективными договорами.
Кроме того, ст. 270 Кодекса содержит п. 49, согласно которому не уменьшают налоговую
базу по налогу на прибыль организаций иные расходы, не соответствующие критериям,
указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
Так, п. 1 ст. 252 Кодекса определяет, что в целях гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных
расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). При этом расходами
признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты,
понесенные налогоплательщиком.
Учитывая тот факт, что, как следует из письма, доставка работников к месту работы
возможна только специальным транспортом по причине отсутствия городских маршрутов (т.е.
эти расходы являются обоснованными), а также то, что подобная доставка предусмотрена
коллективным договором, считаем возможным относить расходы, возникающие у
налогоплательщика по договорам, заключенным с транспортными организациями, по доставке
работников к месту работы и обратно к расходам, уменьшающим полученные доходы.
При этом вышеназванные расходы налогоплательщик относит к прочим расходам, связанным с
производством и реализацией.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 05.07.2005
|