Вопрос: Организация-генподрядчик (ЗАО), применяющая УСН с объектом налогообложения
"доходы", просит разъяснить. При выполнении отдельных работ по проектированию ЗАО
пользуется услугами субподрядных организаций. Значительная часть выручки, полученной от
заказчиков за выполненные работы, перечисляется, соответственно, субподрядчикам. Вправе
ли ЗАО во избежание экономического двойного налогообложения при определении налоговой
базы уменьшить полученные по договору подряда доходы на расходы по оплате услуг
субподрядных организаций?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13 января 2005 г. N 03-03-02-04/1-5 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос, касающийся
определения налоговой базы организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и
выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, и сообщает следующее.
Согласно положениям гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) у организаций, применяющих упрощенную систему
налогообложения (далее - УСН) и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы,
налоговой базой признается денежное выражение доходов организации.
Статьей 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения
организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации
имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.249 Кодекса, и
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 Кодекса. При этом доходы,
предусмотренные ст.251 Кодекса, в целях налогообложения не учитываются.
Как следует из запроса, ЗАО, являясь генеральным подрядчиком по договору подряда,
поручает выполнение отдельных работ по проектированию субподрядным организациям.
Правоотношения, возникающие в связи с заключением и исполнением договора подряда,
регулируются гл.37 "Подряд" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
Гражданский кодекс), из ст.702 которого следует, в частности, что по договору подряда
одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика)
определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять
результат работы и оплатить его.
Гражданским законодательством предусмотрено, что если из закона или договора подряда
не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично,
подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков),
выступая в этом случае в роли генерального подрядчика.
Цена в договоре подряда, как это установлено ст.709 Гражданского кодекса, включает
компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
Таким образом, доходом генерального подрядчика в целях налогообложения является вся
сумма выручки, полученной от заказчиков за выполненные по договору подряда работы.
Оплата услуг субподрядных организаций является для генерального подрядчика его
расходами на приобретение работ (услуг) производственного характера, выполненных
сторонними организациями. Глава 26.2 Кодекса не предусматривает возможность уменьшения
полученных доходов на какие-либо расходы (за изъятиями, установленными п.3 ст.346.21
Кодекса) при определении налоговой базы организациями, применяющими УСН с объектом
налогообложения "доходы".
Исходя из изложенного ЗАО не вправе при определении налоговой базы уменьшить
полученные по договору подряда доходы на расходы по оплате услуг субподрядных организаций.
Что касается возникающего, по изложенному в письме мнению, экономического двойного
налогообложения, необходимо учитывать, что применение УСН организациями предусматривает
замену уплаты ряда крупнейших по величине изъятия части дохода налогоплательщика налогов
(налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального
налога и налога на добавленную стоимость) уплатой единого налога, и, кроме того, ставка
такого единого налога при выборе в качестве объекта налогообложения доходов установлена в
размере 6 процентов.
Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения малого бизнеса ФНС
России.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 13.01.2005
|