Вопрос: ООО является профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет
деятельность по доверительному управлению ценными бумагами. Доходом ООО является
вознаграждение, взимаемое с клиентов за услуги по доверительному управлению ценными
бумагами, в виде процента от прироста активов клиента.
Деятельность по управлению ценными бумагами связана с риском получения убытков. При
оказании услуг по доверительному управлению ООО, по соглашению с клиентом, принимает на
себя часть рисков получения таких убытков: если по итогам отчетного периода по
доверительному управлению получен убыток, ООО возмещает клиенту указанный убыток (часть
убытка). При этом если клиент заключает договор, предусматривающий такую компенсацию
убытков, то в случае получения прибыли по ценным бумагам клиента вознаграждение ООО
составляет большую сумму, чем по обычным договорам доверительного управления. Расходы,
связанные с компенсацией клиенту убытка, обусловлены целями получения доходов. Указанные
расходы документально подтверждены, а их оценка выражена в денежной форме.
Могут ли расходы, связанные с компенсацией убытков, полученных при доверительном
управлении активами клиентов, учитываться в целях уменьшения полученных доходов при
исчислении и уплате налога на прибыль?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 7 октября 2005 г. N 03-03-04/1/256 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
налогообложения налогом на прибыль операций по доверительному управлению имуществом и
сообщает.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская
организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке,
предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с которыми
осуществленные затраты признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при
определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка
которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Как следует из письма, ООО осуществляет деятельность по управлению ценными бумагами,
являясь доверительным управляющим. При этом отдельные договоры доверительного управления
содержат условие о компенсации учредителю доверительного управления убытка (части убытка),
который может быть получен при управлении ценными бумагами.
В соответствии со ст. 1022 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
доверительный управляющий обязан возместить учредителю доверительного управления убытки,
причиненные утратой имущества, только в случае непроявления им при доверительном
управлении имуществом должной заботливости об интересах учредителя управления.
Других случаев возмещения убытков при доверительном управлении имуществом учредителю
доверительного управления ГК РФ не предусматривает.
Таким образом, расходы доверительного управляющего на компенсацию учредителю
доверительного управления убытков, возникших при выполнении договора доверительного
управления, не являются экономически обоснованными и не могут быть учтены для целей
налогообложения.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 07.10.2005
|