Вопрос: Крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) зарегистрировано в качестве юридического
лица в 1994 г. КФХ применяет общую систему налогообложения. Наемный труд в деятельности
КФХ не используется. Заработная плата главе и членам КФХ начисляется в виде натуральных
выплат продукцией собственного производства. В отделении ПФР глава и члены КФХ состоят на
учете как индивидуальные предприниматели. Что является налогооблагаемой базой для
начисления ЕСН: выплаты членам и главе КФХ или сумма дохода, полученная КФХ по итогам
отчетного периода? Какие ставки следует применять для начисления ЕСН: для
налогоплательщиков-сельхозпроизводителей или для налогоплательщиков - индивидуальных
предпринимателей? По какой форме следует представлять декларацию по ЕСН: по форме для
организаций, производящих выплаты физическим лицам, или по форме для индивидуальных
предпринимателей, глав КФХ? Правомерно ли требование отделения ПФР уплачивать страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование за главу и членов КФХ в виде фиксированного
платежа? Что является налогооблагаемой базой для начисления НДФЛ: выплаты членам и главе
КФХ или сумма дохода, уменьшенная на сумму произведенных расходов, полученная КФХ по
итогам налогового периода?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 24 октября 2006 г. N 03-05-02-04/165 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо крестьянского
фермерского хозяйства (далее - КФХ) и сообщает следующее.
Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности КФХ определены
Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее -
Федеральный закон N 74-ФЗ).
Единый социальный налог Согласно пп. 2 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в
целях исчисления и уплаты единого социального налога члены КФХ приравниваются к
индивидуальным предпринимателям.
В соответствии с п. 2 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным
налогом для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо
иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков - членов КФХ (включая главу КФХ) из дохода исключаются
фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием КФХ.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона N 74-ФЗ каждый член КФХ имеет право на часть
доходов, полученных от деятельности КФХ в денежной и (или) натуральной форме, плодов,
продукции (личный доход каждого члена КФХ). Размер и форма выплаты каждому члену КФХ
личного дохода определяются по соглашению между членами КФХ.
При этом согласно пп. 6 п. 3 ст. 4 Федерального закона N 74-ФЗ порядок распределения
полученных от деятельности КФХ плодов, продукции и доходов также устанавливается
соглашением о создании КФХ.
С учетом изложенного объект налогообложения по единому социальному налогу каждого
члена КФХ может быть определен только после распределения доходов между его членами.
Таким образом, обложению единым социальным налогом у членов КФХ подлежит сумма дохода,
распределенная им после окончания налогового периода.
При этом объект обложения единым социальным налогом определяется отдельно по каждому
члену КФХ с учетом положений пп. 5 п. 1 ст. 238 и пп. 3 п. 1 ст. 239 Кодекса.
Поскольку в целях исчисления и уплаты единого социального налога члены КФХ
приравниваются к индивидуальным предпринимателям, то для исчисления данного налога
применяются ставки, указанные в п. 3 ст. 241 Кодекса.
Налоговая декларация по единому социальному налогу представляется в налоговый орган
главой КФХ по форме, утвержденной Приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649 "Об
утверждении форм Налоговых деклараций: по единому социальному налогу для индивидуальных
предпринимателей; глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов; о предполагаемом
доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для индивидуальных
предпринимателей; глав крестьянских (фермерских) хозяйств и Инструкций по их заполнению".
Вопрос уплаты членами КФХ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в
виде фиксированного платежа относится к компетенции Пенсионного фонда Российской
Федерации.
Налог на доходы физических лиц В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона N 74-ФЗ КФХ, которые созданы как
юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января
2010 г.
На такие КФХ нормы Федерального закона N 74-ФЗ, а также положения иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность КФХ, распространяются
постольку, поскольку иное не вытекает из Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, иных
нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Как следует из письма, КФХ было зарегистрировано в 1994 г. как юридическое лицо в
соответствии с действующим в тот момент законодательством. Данный статус КФХ, в
соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона N 74-ФЗ, сохраняется до 1 января 2010 г.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в
результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226
Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога,
исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных ст.
226 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст.
226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых
является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата
налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее
удержанных сумм налога.
Таким образом, в целях исчисления налога на доходы физических лиц КФХ, осуществляющее
свою деятельность как юридическое лицо на основании п. 3 ст. 23 Федерального закона N 74-
ФЗ, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых членам КФХ.
На такое КФХ возлагается обязанность по исчислению и уплате сумм налога на доходы
физических лиц, удержанных с выплачиваемых членам КФХ доходов.
Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной,
так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также
доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 211 Кодекса при получении налогоплательщиками дохода от
организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ,
услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ,
услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке,
аналогичном предусмотренному ст. 40 настоящего Кодекса.
Данные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке
13 процентов согласно п. 1 ст. 224 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая
ставка 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как
денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму
налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса.
Кодекс не предусматривает возможности уменьшения подлежащей обложению налогом на
доходы физических лиц налоговой базы на расходы, производимые КФХ.
Таким образом, доходы в натуральной форме членов и главы КФХ, полученные ими в
результате деятельности данного хозяйства, являющегося юридическим лицом, подлежат
обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов без уменьшения их на
расходы КФХ.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 24.10.2006
|