Вопрос: Организация занимается оптовой торговлей. В 2004 г. она проводила акцию, которая
должна была вызвать дополнительный интерес к определенному виду продукции у покупателей и
увеличить объем продаж. При продаже 10 штук товара одна штука передавалась бесплатно.
Организация рассматривала ее передачу как подарок и в налоговом учете относила ее
себестоимость на рекламные расходы в пределах 1% от выручки.
Однако аудиторы посчитали, что акция носила не рекламный, а маркетинговый характер,
связанный с увеличением объема продаж, поэтому переданный подарок носил характер скидки,
а себестоимость в налоговом учете должна была приниматься в расходах в полном объеме, а
не в размере 1% от выручки.
Просим разъяснить, как правильно отражать расходы по предоставлению скидки в целях
налогообложения прибыли?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 28 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/462 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает
следующее.
В том случае, если продавец предоставляет скидку или премию покупателю без изменения
цены единицы товара, организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности
покупателя по договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной
обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента
от общей суммы проданных покупателю товаров.
Такая скидка на основании ст. ст. 572 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации
должна рассматриваться в качестве освобождения от имущественной обязанности перед
продавцом, что является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена
покупателем. Премию, выплаченную продавцом покупателю за достижение определенных
обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также следует рассматривать как
безвозмездно переданное имущество. В таком случае в соответствии с п. 16 ст. 270
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма скидки или премии не может
быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом п. 17 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации о налогах и сборах" определяет, что с 1 января 2006 г. к
внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной
(предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий
договора, в частности объема покупок.
Таким образом, с 1 января 2006 г. налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий
(предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий
договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в
составе внереализационных расходов.
При этом ввиду того, что в результате предоставления такой скидки цена на единицу
товара не изменяется, ст. 40 Кодекса применяется к цене товара, которая установлена
договором купли-продажи, без учета предоставленной скидки в виде прощения части
задолженности покупателя по оплате приобретенного имущества.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 28.12.2005
|