Вопрос: Организация выполняет функции инвестора, застройщика и заказчика. 1. Включаются
ли в налоговую базу по налогу на прибыль расходы в виде процентов по кредитам и займам,
используемым для строительства? 2. Учитываются ли при определении налоговой базы по
налогу на прибыль расходы на рекламу проекта и маркетинговые исследования, осуществленные
за счет средств целевых поступлений? 3. Признается ли направление средств инвесторов на
погашение ранее полученных кредитов нецелевым использованием средств целевого
финансирования? 4. Вправе ли организация обращаться в Министерство финансов Российской
Федерации за разъяснениями по вопросам бухгалтерского учета?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 июля 2006 г. N 03-03-04/1/599 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
порядке налогообложения налогом на прибыль при осуществлении функций инвестора, заказчика,
застройщика и сообщает следующее.
1. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в
виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Кодекса определен перечень имущества, отнесенного к
средствам целевого финансирования, полученного налогоплательщиком и использованного им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования, в частности в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика
средств дольщиков и (или) инвесторов.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести
раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого
финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства
целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие
налогообложению с даты их получения.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса в составе внереализационных расходов, не связанных
с производством и реализацией, учитываются расходы в виде процентов по долговым
обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным
обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей,
предусмотренных ст. 269 Кодекса.
При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне
зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или)
инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое
время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных
бумаг у третьих лиц), и первоначальной доходности, установленной эмитентом (ссудодателем)
в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
2. Осуществление расходов на рекламу проекта и маркетинговые исследования,
произведенных заказчиком-застройщиком за счет средств целевых поступлений, при условии,
что использование средств на указанные цели предусмотрено договором с инвесторами, может
рассматриваться как использование таких средств по целевому назначению. При этом расходы,
осуществленные заказчиком-застройщиком за счет средств целевого финансирования, при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
3. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса целевое назначение средств целевого
финансирования определяется организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования.
Таким образом, если использование средств целевого финансирования на погашение ранее
полученных кредитов и процентов по ним предусмотрено договором, заключенным заказчиком-
застройщиком с инвесторами, то такое использование средств не может рассматриваться в
качестве нецелевого использования средств целевого финансирования.
4. По сообщению Департамента регулирования государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности и бухучета, в соответствии с Регламентом Министерства финансов
Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
23.03.2005 N 45н, если законодательством не установлено иное, в Министерстве финансов
Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию
норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Учитывая изложенное, в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации не входит
консультирование коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 19.07.2006
|