Вопрос: Администрация муниципального образования просит разъяснить, является ли
муниципальное образование плательщиком налога на прибыль организаций при продаже
муниципального имущества на аукционе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N
178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также при продаже
находящихся в государственной собственности земельных участков. Должны ли органы местного
самоуправления уплачивать налог на прибыль организаций при получении муниципальным
образованием доходов от сдачи муниципального имущества в аренду?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 февраля 2006 г. N 03-03-04/4/34 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об уплате налога
на прибыль организаций органами местного самоуправления и сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -
гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 данной
статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или
особенностей данных субъектов.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного
самоуправления, которые в соответствии с указанным Федеральным законом и уставом
муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными
учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат
государственной регистрации в качестве юридических лиц.
Пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено,
что под бюджетным учреждением подразумевается организация, созданная органами
государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих,
социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера,
деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета
государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности муниципальным
учреждением не связано с выполнением муниципальным образованием в лице муниципального
учреждения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций
некоммерческого характера.
В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности,
приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют
налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
При этом бюджетные учреждения, как это предусмотрено ст. 321.1 НК РФ, обязаны вести
раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого
финансирования и за счет иных источников, - доходов от коммерческой деятельности,
которыми признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических
лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и
внереализационные доходы.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и
расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25
НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы бюджетных учреждений, определены
в пп. 14 п. 1 и в п. 2 ст. 251 НК РФ. Так, при определении налоговой базы не учитываются
доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования,
включающего, среди прочего, средства бюджетов всех уровней, выделяемые бюджетным
учреждениям, по смете доходов и расходов.
В соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от
использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В целях БК РФ, как это следует из ст. 42, средства, получаемые в виде арендной либо
иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в
состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах, в полном объеме в качестве неналоговых доходов
бюджета.
Из положений налогового и бюджетного законодательства следует, что доходы бюджетного
учреждения от сдачи имущества в аренду и от иной приносящей доход деятельности
первоначально направляются на уплату налогов в соответствии с налоговом законодательством,
а затем в оставшейся после налогообложения части полностью зачисляются в доход
соответствующего бюджета и доводятся до бюджетного учреждения в качестве бюджетного
финансирования.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации
государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) под приватизацией
государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества,
находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
При этом государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность
физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо
посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых
акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или
муниципальное имущество) на основании п. 2 ст. 2 Закона N 178-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ организации независимо от организационно-правовой
формы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде сдачи имущества в аренду,
получают от этой деятельности внереализационные доходы в виде арендных платежей.
Средства от реализации земли, приватизации и аренды муниципального имущества,
полученные бюджетными учреждениями, в том числе и органами местного самоуправления, от
коммерческой деятельности не отвечают понятиям целевого финансирования и целевых
поступлений и, соответственно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на
прибыль организаций в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. При этом такие доходы при
определении налоговой базы могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям,
предусмотренным ст. 252 НК РФ.
В случае сдачи в аренду имущества казны и продажи такого имущества объекта обложения
налогом на прибыль организаций у администрации муниципального образования не возникает.
Вышеизложенное подтверждается п. 5 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел,
связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 22.12.2005 N 98).
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 20.02.2006
|