Вопрос: Федеральное государственное унитарное предприятие с целью более эффективного
использования недвижимого имущества, закрепленного за предприятием на праве
хозяйственного ведения, сдает неиспользуемые производственные и складские помещения в
аренду сторонним организациям.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.08.2005 N 205 "Об утверждении
Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на
праве хозяйственного ведения" доходы от аренды недвижимого имущества предприятия должны
перечисляться в федеральный бюджет в установленном порядке (п. 3.9 Примерного устава).
Полагаем, что это противоречит положениям ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N
161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 42 Бюджетного
кодекса РФ и Налоговому кодексу РФ, в соответствии с которыми в доход государственного
бюджета должна перечислятся только часть прибыли унитарного предприятия, остающаяся после
уплаты налогов и иных обязательных платежей. Следует отметить, что получение арендной
платы федеральным государственным унитарным предприятием (которое ст. 50 ГК РФ определяет
как коммерческую организацию) является условием возникновения налоговых, а не бюджетных
правоотношений. Следовательно, распоряжаться указанными суммами нужно, руководствуясь
налоговым законодательством и ст. 17 Федерального закона "О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях".
Просим дать разъяснения относительно порядка использования арендной платы при сдаче в
аренду недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве
хозяйственного ведения.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 24 января 2006 г. N 03-03-04/4/17 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о
налогообложении и порядке отражения в учете сумм арендной платы, получаемых федеральными
государственными унитарными предприятиями (ФГУП) при сдаче федерального имущества в
аренду, и в рамках своей компетенции сообщает.
Как следует из запроса, ФГУП осуществляет операции по предоставлению федерального
недвижимого имущества, переданного ему в хозяйственное ведение, в аренду сторонним
организациям, которые перечисляют суммы арендной платы в федеральный бюджет.
В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество
государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в
государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены права собственника в
отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что
предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения
недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника. Установлено, что собственник имеет право на
получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении
предприятия.
Аналогичная по смыслу норма содержится в ст. 17 "Порядок реализации собственником
имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества,
принадлежащего унитарному предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того, указанным Законом
установлено, что государственное или муниципальное предприятие перечисляет в
соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов
и иных обязательных платежей.
В соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам
от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, учитываемым в доходах бюджетов, относятся, в частности, средства,
получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и
пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, законодательством предусмотрено перечисление в бюджет сумм средств,
полученных от сдачи государственного (муниципального) имущества в аренду, по нормативу от
суммы, оставшейся после уплаты налогов и сборов, установленных законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах. Норматив отчислений в федеральный бюджет от сумм
доходов от сдачи государственного имущества в аренду, остающихся после налогообложения
таких доходов, устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год.
При заключении договора аренды между организацией и ФГУП арендные платежи должны
уплачиваться непосредственно федеральному государственному унитарному предприятию.
В соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) при сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося
на праве хозяйственного ведения, ФГУП обязано учитывать доходы в виде арендной платы при
формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе
внереализационных доходов.
Доходы от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по налогу на прибыль
организаций наряду со всеми другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми в целях
налогообложения, и облагаются в общеустановленном порядке.
При этом такие доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
могут быть уменьшены ФГУП на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст. 252
Кодекса, в состав которых включаются налог на имущество, арендная плата за земельный
участок, занимаемый организацией, в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество,
а также амортизация по этому имуществу и расходы по его содержанию, не оплачиваемые
арендатором.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 24.01.2006
|