Вопрос: Организация осуществляет производство и реализацию периодических печатных изданий.
Часто возникает ситуация, при которой часть тиража определенного номера остается не
реализованной потребителям до выхода нового номера, что приводит к ее моральному
устареванию.
Согласно пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, относятся в том числе потери в виде стоимости морально устаревшей продукции
средств массовой информации (СМИ), списываемой налогоплательщиками, осуществляющими
производство и выпуск продукции СМИ, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража
соответствующего номера периодического печатного издания.
Пунктом 21 ст. 250 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов
стоимости продукции СМИ, подлежащей замене при ее возврате либо при ее списании по
основаниям, предусмотренным пп. 43, 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.
По нашему мнению, производитель продукции СМИ вправе учесть при реализации понесенные
затраты на изготовление и реализацию тиража в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ.
Если часть тиража издания возвращается покупателями, то налогоплательщик обязан учесть
100% стоимости этой части тиража в составе внереализационных доходов (так как ранее эти
затраты учитывались в составе расходов). При этом, если печатные издания далее
утилизируются по причинам, указанным в пп. 43, 44 п. 1 ст. 264 НК РФ (в том числе и при
моральном устаревании), потери в пределах 10% от стоимости соответствующего тиража могут
быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
С учетом изложенного просим разъяснить, каким образом учитываются в составе прочих
расходов в целях налогообложения прибыли потери, предусмотренные пп. 44 п. 1. ст. 264 НК
РФ, и на какую величину подлежат увеличению внереализационные доходы организации при
возврате морально устаревшей продукции СМИ.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 26 октября 2005 г. N 03-03-04/1/299 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета
потерь от списания морально устаревшей продукции средств массовой информации и сообщает
следующее.
Из письма следует, что организацией осуществляется производство и реализация
периодических печатных изданий. При этом часто возникает ситуация, при которой часть
тиража определенного номера остается не реализованной потребителям до выхода нового
номера, что приводит к ее моральному устареванию.
Подпунктом 44 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
предусмотрено включение в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде
стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах
сроков, указанных в данном подпункте (морально устаревшей), продукции средств массовой
информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими
производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в
пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического
печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходов на
списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции
средств массовой информации и книжной продукции.
Расходом признается, в частности, стоимость периодических печатных изданий, не
реализованных в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего
периодического печатного издания.
Одновременно в соответствии с п. 21 ст. 250 Кодекса доходы в виде стоимости продукции
средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при
списании такой продукции по основаниям, предусмотренным пп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 Кодекса,
признаются внереализационными доходами налогоплательщика.
Таким образом, в установленных случаях законодательством предусмотрено восстановление
при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на производство
и реализацию продукции средств массовой информации, ранее списанных в расходы,
уменьшающие налоговую базу.
Обобщая отдельные положения гл. 25 Кодекса, учитывающие специфику деятельности
организаций, осуществляющих производство и реализацию продукции средств массовой
информации, необходимо отметить следующее.
Такие организации вправе включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении
прибыли, затраты по производству и реализации печатной продукции согласно положениям
соответствующих статей Кодекса.
При возврате покупателями продукции либо при списании продукции СМИ по основаниям,
предусмотренным пп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 Кодекса, затраты на производство и реализацию
указанной продукции подлежат восстановлению путем включения в состав внереализационных
доходов. При этом организация вправе учесть в составе прочих расходов расходы на
изготовление указанной продукции в пределах 10% от стоимости соответствующего тиража, а
также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и
нереализованной продукции средств массовой информации.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 26.10.2005
|