Вопрос: ОАО просит дать разъяснения по вопросам применения льгот по налогу на имущество
организаций.
1. В соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации в
отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и
искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального
обеспечения.
При этом НК РФ не содержит исключений в части предоставления льготы при одновременном
использовании этих объектов как для нужд культуры и искусства, образования, физической
культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, так и для иных нужд, то
есть при использовании данного имущества для целей, указанных в п. 7 ст. 381 НК РФ, не в
полном объеме (частично). Также НК РФ не устанавливает порядок расчета части стоимости
объекта социально-культурной сферы, не подлежащего налогообложению, при его частичном
использовании для нужд, определенных вышеуказанным пунктом НК РФ.
Кроме того, согласно ст. ст. 374, 375 НК РФ объект налогообложения и налоговая база по
налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета, единицей которого является инвентарный объект. Но
законодательство РФ о бухгалтерском учете не предусматривает ведение раздельного учета
частей единого инвентарного объекта, используемого в различных видах деятельности.
Вправе ли ОАО применить льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов
социально-культурной сферы, одновременно используемых как для нужд, указанных в п. 7 ст.
381 НК РФ, так и для иных нужд?
2. В соответствии с п. 8 ст. 381 НК РФ в течение 2004 г. налогоплательщики имели право
использовать льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов
мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не
используемых в производстве. Какие документы необходимо представить в налоговый орган для
подтверждения права на использование указанной льготы?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 8 сентября 2005 г. N 03-06-01-04/343 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке
применения льгот по налогу на имущество организаций и сообщает следующее.
1. Согласно п. 7 ст. 381 Налогового кодекса (далее - Кодекс) освобождаются от
налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении объектов
социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования,
физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
При этом льгота предоставляется в отношении имущества, учитываемого на балансе
организации и используемого в рамках указанной деятельности, соответствующей определенным
уставом (положением) целям и задачам создания организации.
Под объектами социально-культурной сферы, в отношении которых предоставляется льгота,
необходимо понимать основные средства, входящие в состав единого обособленного комплекса
имущества, функционально и организационно предназначенного для ведения организацией
указанных выше видов деятельности.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с гл. 30 "Налог на имущество
организаций" Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество
организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного
учета объекта, относящегося к основным средствам и являющегося единым инвентарным
объектом, в случае использования его для различных целей. Деление стоимости такого
объекта для целей налогообложения на основании каких-либо показателей гл. 30 Кодекса не
предусматривает.
Таким образом, если один и тот же объект основных средств используется для
осуществления льготируемой и не льготируемой по налогу на имущество организаций
деятельности, то налоговая льгота, установленная п. 7 ст. 381 Кодекса, предоставляется в
целом по объекту.
2. Согласно п. 8 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в
2004 г. освобождались от налогообложения налогом на имущество организаций организации в
отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей,
законсервированных и (или) не используемых в производстве.
Организации, имеющие мобилизационные задания (заказы), в целях использования льготы по
налогу на имущество организаций должны представить в налоговые органы перечень объектов
мобилизационного назначения, законсервированных и (или) не используемых в производстве,
согласованный с соответствующим органом исполнительной власти (федеральным или
региональным), который уполномочен Правительством Российской Федерации устанавливать
мобилизационные планы, и оформленный в установленном порядке (данная позиция, в частности,
отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.
05.2004 N 15583/03).
Порядок оформления документов, необходимых для предоставления данной льготы, изложен в
Рекомендациях по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих
мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые
льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на
проведение работ по мобилизационной подготовке, подготовленных в соответствии с
Поручением Правительства Российской Федерации от 20.05.2005 N АЖ-П4-2457 и утвержденных
Минэкономразвития России и Минфином России 16.08.2005.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 08.09.2005
|